В российской левой среде как-то само собой подразумевается, что капитализм держится только на подавлении, запугивании и оболванивании тружеников. Если капиталисты, чиновники и полиция исчезнут, оставшиеся одни пролетарии, понятно, начнут строить коммунизм. Однако наблюдение за одним только решением экологических проблем позволяет предположить, что если сегодня эксплуататоры сказочным образом исчезнут, пролетарии лишь стихийно выделят из своей среды новых эксплуататоров...
Экологи справедливо критикуют корпорации и отдельных капиталистов за нанесенный природе вред. Однако беда в том, что пролетарии и остальные труженики тут мало чем отличаются от буржуазии. Разумеется, на своем уровне. Скажем, корпорация загрязняет реку, вырубает лес или отравляет воздух заводской трубой. Но "простые" труженики, попав на природу, так же, не задумываясь, моют машины в водоеме, рубят деревья для костра, замусоривают поляны остатками пикника и т. д. Масштаб вреда разный, но потребительское отношение к природе - одинаковое!
Не случайно "простые" труженики чаще всего равнодушно относятся к протестам "зеленых" против антиэкологичных действий капитала. Стремление капиталистов "срубить бабла" им близко и понятно. А экологи с их бескорыстным гуманизмом вызывают недоумение, а то и неприязнь. Сразу берутся доказывать, что этот гуманизм вовсе не бескорыстен. Порой так и есть. Часть экологических инициатив, даже не будучи созданы капиталом, активно ищет спонсоров - по сути, выставляет себя на продажу. Но в целом именно бескорыстие экологов делает их непонятными для "простых" тружеников.
Все это показывает, как глубоко еще капитализм сидит не только в кабинетах начальства, но и в курилках "работяг". И там, и там главной целью жизни остается обогащение и сверхпотребление. Хотя, повторимся, на разных уровнях. Это напоминает то, что писал К.Маркс о казарменном коммунизме: "Непосредственное физическое обладание представляется ему единственной целью жизни и существования" (Экономическо-философские рукописи). Тем более что казарменный коммунизм часто оказывался просто юностью капитализма. На таком потребительстве, в конечном счете, и держится власть капитала. Причем, пока держится весьма крепко.
Потребительское отношение к природе, разумеется, свойственно любому капитализму. Но относительно молодой российский капитализм практикует это в наиболее диких и примитивных формах. К примеру, "на загнивающем Западе" экологическое волонтёрство давно стало массовым и обычным явлением. Но в России волонтёров, очищающих от мусора лес, встречают вопросами "зачем вы это делаете" или "вам за это платят". Да и масштабы экологического движения здесь и там несоизмеримы.
Таким образом, отношение "простых" тружеников к экологии косвенно показывает жизнеспособность капитализма - насколько потребительское отношение к природе, да и к жизни вообще соотносится с человеческим. Чем больше счет в пользу человеческого отношения, тем ближе коммунизм и наоборот!
Само же потребительство - явление не столько человеческое, сколько еще животное. Любое живое существо, чтобы жить, должно потреблять. Но ничего именно человеческого в этом нет. Это наше наследие от животных предков. Получается противоречие. Мы обрели вполне человеческие производительные силы, а используем их еще по-животному: ради сиюминутного потребления (не всегда жизненно важного) разрушаем основу жизни - среду обитания. Впрочем, животные редко доходят до такого...
Для марксизма все это не новость. В уже упомянутых "Рукописях" Маркс отмечает: "Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем, т. е. когда он существует для нас как капитал или когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле, живем в нем и т. д., - одним словом, когда мы его потребляем, - хотя сама же частная собственность все эти виды непосредственного осуществления владения в свою очередь рассматривает лишь как средство к жизни, а та жизнь, для которой они служат средством, есть жизнь частной собственности - труд и капитализирование.
Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания. Вот до какой абсолютной бедности должно было быть доведено человеческое существо, чтобы оно могло породить из себя свое внутреннее богатство".
К разрешению этого противоречия ближе всего подошли развитые капиталистические страны. Именно там общество в значительной степени преодолевает примитивное, показное потребительство. В частности, иногда даже крупные капиталисты ведут более-менее скромный образ жизни, предстают перед публикой в простеньких джинсах и свитерах. Мелочь, но характерная! Именно там разрабатываются чистые источники энергии, внедряются природоохранные стандарты, широко финансируются зоозащитные проекты и т.д. Экологическое движение Запада давно стало общественно-значимой величиной. "Зеленые" все больше осознают глубинную причину экологических проблем и потому смыкаются с левыми. Все это, понятно, не признаки коммунизма, но косвенные признаки готовности к нему.
В России левые активно подключаются к экологическому движению, ищут в нем попутчиков. Это отражает бессилие самого левого движения. Но раз "красные" все же смешиваются с "зелеными", это должно приводить не только к позеленениею первых, но и покраснению вторых. А именно - к распространению в природоохранном движении низовых форм самоорганизации и коллективных методов принятия решений, преодолению вождизма и ориентации на коммерческих спонсоров. Не забудем, что капитализм стихийно заражает и разлагает любое протестно-оппозиционное движение всевозможными буржуазными инфекциями. Немалую роль левые могут сыграть в изживании наивной надежды многих "зеленых" на помощь государства, в разъяснении коренных причин экологических бедствий и т.д. Нужно показать, как на практике может действовать коммунистический механизм в общественном движении. Но чтобы коммунизм пропитал "зеленое" движение, он сначала должен пропитать "красное".
<= Андрей Рудомаха - фактически многолетний лидер Экологической вахты по Северному Кавказу. Много раз организовывал и сам участвовал в радикальных акциях "зеленых". Как видим, хорошо знаком с полицией. В "перестройку" начинал анархо-синдикалистом, впоследствии плотно контактировал с левыми, создавал коммуну. Сейчас состоит в экологической фракции "Яблока". Выходит левая идея не сработала? А ведь по сути Андрей - искренний коммунист...
Последние два года я работала у директора парикмахерского салона. Но не в самом салоне, а раз в неделю убирала его квартиру. Мне платили 10 тысяч в месяц. Иногда хозяин - Игорь - дарил что-то из вещей, что не хотела носить его жена. Если бывала грязная работа, к примеру, помыть его ботинки после катания на джипе по реке, за нее доплачивали. При уборке много было всяких тонкостей и особых требований. Но в целом я была довольна. Деньги за уборку, алименты бывшего мужа, родители помогали - нам с дочкой жить можно. Отношения с Игорем были очень хорошие, чуть ли не дружеские. Он рассказывал, как идут дела в салоне, куда ездил на выходных, разные анекдоты. Поэтому я не верила девочкам из салона, когда они тайком ругали его за жадность и грубость. Я иногда приходила в салон за зарплатой и там познакомилась с его работницами.
Теперь дочка пошла в школу. Это много дополнительных расходов. Только на подарки учителям и ремонт класса сразу нужно 7 тысяч. А сколько впереди еще подарков и ремонтов? Словом, теперь мне нужно зарабатывать побольше. Вот и решила поработать уборщицей у Игоря в салоне. Он согласился.
Первое, что меня удивило - это зарплата в 8 тысяч. В салоне нужно быть каждый день, да и работы там много, а зарплата меньше чем за еженедельные уборки в квартире хозяина! Я сказала Игорю об этом, как бы в шутку. А он серьезно так отвечает, мол, уборка салона больше не стоит. Значит, его квартира стоит, а салон нет?! Тут я вспомнила, что девочки про него говорили.
Однажды при уборке нечаянно разбила флакон с лаком для ногтей. Маникюрщицы аж взвизгнули. Говорят он дорого стоит, эти деньги у тебя из зарплаты вычтут. А я спорила, говорю: Игорь мелочиться не будет, простит. Они опять оказались правы...
Еще случай был. На улице поднялся сильный ветер и когда в салон открывалась дверь, получался сквозняк. Состриженные волосы залетали под мебель. А мебель такая, что ее двигать нужно, чтобы их достать. Когда я все передвинула, убрала, говорю Игорю: хорошо бы доплатить за работу грузчика. А он ответил, что уборка моя обязанность, я за это и так деньги получаю.
Когда убирала у него дома, мы, конечно, по-прежнему общались, но уже видно было, что он начальник.
Меня подход Игоря очень удивил - за меньшую работу платит больше! Я рассказала про этот случай своему однокласснику. Мы иногда встречаемся старой компанией, пиво пьем, гуляем. Этот парень вроде у коммунистов состоит. Он мне объяснил, в чем дело. Говорит, когда ты у хозяина дома убирала, ты была для него прислуга. Это одна статья расходов. На нее капиталист денег не жалеет, ведь это его личное потребление. А когда ты убирала салон, ты была для него пролетарием. Это другая статья. Чем меньше он платит пролетарию, чем больше на нем экономит, тем больше его прибыль. И тем больше он может тратить на личное потребление. Еще цитату из «Капитала» по «электронке» прислал: «Одна и та же работа (например, садоводство, портняжное дело и т. д.) может быть выполнена одним и тем же рабочим, находящимся на службе или у промышленного капиталиста, или у непосредственного потребителя и т. д. В обоих случаях он наемный рабочий или поденщик, но в первом случае он производительный, во втором - непроизводительный рабочий, потому что в первом случае он производит капитал, во втором - нет; потому что в первом случае его труд составляет момент процесса самовозрастания капитала, а в другом - нет».
Когда прочла, вдумалась, обалдела. Прямо про меня написано. В обоих случаях ты нанимаешься, в обоих случаях работа одинаковая, а суть получается разная.
Правда, там все еще сложнее. Одни работники напрямую для хозяина прибыль производят. Другие напрямую не производят, но их труд нужен, чтобы могли работать первые. Вторые входят в «совокупного работника». В салоне я, конечно, ближе к «совокупным». Теперь думаю, кем себя считать: пролетарием, прислугой или совокупным работником.
Каждый период в жизни СССР рождал свои имена. Поначалу, разумеется, на все лады склоняли Ленина и Октябрьскую революцию. Ленинид - «Ленинские идеи» и Ленора - «Ленин - наше оружие», Идлен - «идеи Ленина» и Владлен - «Владимир Ленин», наверное, одни из самых удачных наработок в этой области. А ведь были еще Ленгенмир - «Ленин - гений мира», Леундеж - «Ленин умер, но дело его живет» и Лориэрик - «Ленин, Октябрьская революция, индустриализация, электрификация, радиофикация и коммунизм» и т.д.
След в «имястроении» оставили троцкисты: Тролен - «Троцкий, Ленин», Ледат - «Лев Давидович Троцкий». Но здесь, как и на исторической сцене, их быстро потеснили сталинисты: Далис - «Да здравствуют Ленин и Сталин», Лестак - «Ленин, Сталин, коммунизм». Со временем акценты несколько сместились: Стален - «Сталин+Ленин», Статор - «Сталин торжествует». А после Великой Отечественной войны еще и Пофистал - «Победитель фашизма Иосиф Сталин».
Период хрущевской «оттепели» дал Нисерха - «Никита Сергей Хрущев», Урюрвкоса - «Ура, Юра в космосе!» и уже упомянутого Кукуцаполя.
Наряду с вождями, свое место среди новых имен заняла партия. Имена восклицали: Придеспар - «Привет делегатам съезда партии» и призывали - Порес - «Помни решение съездов». Основой имен становились и почетные звания: Гертруда - «Герой труда», Ворс - «Ворошиловский стрелок». Масштаб исходного материла для имен колебался от мирового: Дазвсемир - «Да здравствует всемирная революция», Рим - «Революция и мир» до сугубо местного: Райтия - «Районная типография».
Список «политических» имен насчитывает многие десятки образцов, чаще всего, наверно, казенного творчества. Можно поверить, что в первые годы Советской власти были романтики, которые, как один из киногероев артиста Олега Табакова, сами придумывали себе имена или фамилии вроде Искремас – «Искусство в революционные массы». Можно поверить, что в комсомольских семьях добровольно составляли детям имена из псевдонимов лидеров революции. Но трудно представить, чтобы родители сами придумали для малыша, скажем, имя Мюнд – «Международный юношеский день» или Папир - «Партийная Пирамида». Это скорее продукт пропагандистского усердия чиновников.
С середины 60-х годов ХХ века традиция давать детям «политические» имена идет на убыль. С одной стороны, наступавший «застой» оставлял все меньше места для революционной романтики. С другой – с ростом культурного уровня общества, оно теряло интерес к примитивным формам пропаганды. А ведь в основе «политического» имятворчества лежит чуть ли не традиция массовых религиозных обрядов.
После Великого Октября отсталая и малограмотная страна провозгласила атеизм одной из основ своей идеологии. Но в политической пропаганде она не смогла уйти от привычных для широкой массы религиозных форм. Место икон заняли портреты вождей, церковные обряды превратились в пионерско-комсомольские ритуалы. А святцы заменили святыми с политической точки зрения именами. Что поделать - выше головы не прыгнешь…