[Начальная] [1] [2] [3] [4] [5] [6] ____________________________________________"Левый поворот" №21

—————— глубины ——————

Базис вам в руки

Марксистское учение о соотношении базиса и надстройки широко известно в левых кругах. Но при анализе реальной политической ситуации, часто оказывается, что его прочесть - прочли, а понять - не поняли. В России этим грешили большевики. Однако, тем кому предстоит осуществить действительно коммунистические перемены, придется идти другим путем.

Вспомним историю Великой французской революции. Появление новых элементов в базисе французского общества, развивавшихся на протяжении столетий, венчалось надстроечными явлениями в виде учений энциклопедистов, борьбы новых и отживших идей. Все это завершилось известной чередой буржуазных политических революций, совпавших с периодом 1789-1871 г.г.

Или возьмем Ренессанс в Северной Италии. Там тоже сначала появились новые элементы в базисе, а затем, почти одновременно, но все же вслед за этими элементами, появилось то, что мы называем Ренессансом. Это доказывает быстрое развитие передовых тенденций в идеологии и искусстве Италии в XIV-XV веках, именно тогда когда на севере страны появились первые торговые капиталы. Они затем были инвестированы в создание протомануфактур. Появились промышленный протокапитал и протопролетариат.

Так же быстро эти элементы в надстройке эпохи Ренессанса превратились в свою противоположность в течение XVII века (мракобесие в философии и «маньеризм» в живописи), когда элементы капитализма в Италии стали затухать под влиянием кризиса «северо-средиземноморской цивилизации».

Религиозная реформация в Чехии, Германии и других западноевропейских государствах была следствием развития капитализма в общественном производстве, но не наоборот. Капитализм там возник в Южной Германии, Чехии, Швейцарии, Голландии и Англии в период, предшествовавший Реформации.

Даже первобытный человек вряд ли сначала рисовал наскальные рисунки, а потом бежал на охоту или шел срывать колоски диких злаков. А если и рисовал до очередной охоты, то исключительно после потребления продуктов, добытых во время предыдущих успешных походов на мамонта, медведя или собирания плодов растений. Базис и надстройка и тогда проявляли свою взаимосвязь!

Но не будем отрицать, что и надстройка выполняет свою уникальную роль, оказывая обратное воздействие на базис. Например, Реформация в Европе оказывала сильное воздействие на экономические и социальные процессы «первоначального накопления капитала», ускоряя их. Хотя не надо быть лютеранином, чтобы иметь склонность к накоплению. В Японии, Китае, Индии развивали капитализм без лютеранства. А самой экономически развитой частью современной Германии является католическая Бавария...

Словом, как выяснили классики марксизма, в основе базиса – в конечном счете! – лежит творческая деятельность человека, создающего в процессе освоения природы определенную форму поначалу присваивающего, а потом и производящего хозяйства. На этой почве формируется надстройка в двух ее видах: политико-государственная (или общинно-родовая, в зависимости от конкретных исторических и других условий), с ее правящим аппаратом, законами, ограничительными и разрешительными нормами; идеологическая, со всеми ее наборами теорий, верований и догм.

Как ни странно, марксистское учение о надстройке и базисе подвергли ревизии именно ученики Маркса и Энгельса. Конечно, не в виде прямого отрицания, но своими действиями в реальной политической борьбе.

По мысли лидера большевиков В.Ленина, именно завоевание государственной власти рабочим классом под руководством «авангардной партии», усиленное «правильной идеологией» есть первый шаг к построению социализма и отмиранию государства. То есть «правильные идеи» создают «правильный базис». Показательны рассуждения «позднего» Ленина в заочной полемике с левым меньшевиком Н.Сухановым. В статье «О нашей революции (по поводу записок Н. Суханова)» (1923г.) он критикует оппонента:

«"Россия не достигла такой высоты развития производительных сил, при которой возможен социализм". С этим положением все герои II Интернационала, в том числе, конечно, Суханов, носятся, поистине, как с писаной торбой. Это бесспорное положение они пережевывают на тысячу ладов, и им кажется, что оно является решающим для оценки нашей революции».

Далее Ленин утверждает:

«Если для создания социализма требуется определенный уровень культуры (хотя никто не может сказать, каков именно этот определенный «уровень культуры», ибо он различен в каждом из западноевропейских государств), то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы».

Вот пример того, как государственно-политические – надстроечные факторы ставятся впереди базисных! Впрочем, многое прояснится если задаться вопросом: в каком развитии нужно «догонять другие народы»? В коммунистическом? Но на Западе нет коммунизма. Выходит, в капиталистическом…

Дело Ленина долго оставалось «живым и непобедимым» и было подхвачено его последователями. По версии Мао, Ходжи, Кастро, именно идеология является основной в построении социализма. Мао, например, категорически осуждал тех, кто отдавал приоритет производительным силам в ущерб «революционной идеологии».

Историческая практика, однако, показала тщетность подобных установок. Во все попытки диктовать базису различные идеологические установки, реальная жизнь вносили поправки. Ильич и большевики, наступив на горло собственной песне, вынуждены были отказаться от «военного коммунизма», этой первой попытки построить ударными темпами «социализм в одной стране» и вводить НЭП. Затем, уже в более драматических условиях, «верный ленинец Сталин», предварительно низвергнув других не менее «верных», стал проявлять чудеса идеологической изобретательности. Особенно, когда стало ясно, что рынок и рыночные отношения даже в «стране в основном победившего социализма» живы и все больше проявляют себя в самых причудливых экономических и социальных формах.

Или посмотрим на нынешних руководителей КНДР и Кубы, потихоньку привлекающих зарубежный капитал в полуживые «социалистические» экономики своих стран. Так как своего капитала недостаточно, несмотря на обилие дешевой и просто дармовой рабочей силы. Чем ни очередной пример победы «контрреволюционного» базиса над «революционной» надстройкой?..

Поскольку базис создает надстройку, а не наоборот, то базис и надо завоевать, чтобы революционные перемены пришли «всерьез и надолго». Но что значит завоевывать базис? Это значит непосредственным производителям брать в свои руки современные средства производства. Это значит также преодоление капитала по мере постепенной потери им способности к созиданию, по мере потери им гегемонии в базисе и надстройке (увы, капитал такой способности еще не потерял, как это утверждают некоторые «революционные» товарищи). Создание коллективных предприятий и постепенное отнятие средств производства у буржуазии – это и есть пример небольшой социальной революции! Причем такое постепенное отнятие будет сопровождаться нешуточными катаклизмами, которые принято называть классовой борьбой.

Получение работниками информации о производстве на отдельном предприятии, в рамках отрасли и т. д., способность эту информацию анализировать - это первый шаг к социальной революции. Способность налаживать производственную кооперацию с другими подобными производителями без посредников – следующий шаг. Более того, нужна способность к кооперированию преодолевающему границы государств, подкрепленная новыми средствами производства. Такими средствами производства являются всеобщая компьютеризация и автоматизация. Компьютеризация является необходимой предпосылкой к кооперированию снизу без посредников в виде начальников советского типа или хватких предпринимателей, действующих по законам рынка.

Фабрично-заводской рабочий класс ХХ века, да и значительная часть современных пролетариев способностями к вышеперечисленным действиям не обладает в силу объективно занимаемого ими места в производстве, в общественном разделении труда. Немалая часть промышленных рабочих если и способны на кооперацию, то в очень ограниченном круге своего производственного участка или цеха. За пределами своего производства и даже цеха их способность к кооперации резко уменьшается.

По-настоящему овладеть средствами производства могут только высокообразованные пролетарии, как правило, уже умственного труда. Они сами являются продуктом развития производительных сил и преодолевают в производстве разделение на управленцев и подчиненных. Но появление этих пролетариев, как понятно из вышесказанного, возможно только при определенной степени развития производительных сил и самого общества, при возможности не только получать информацию по поводу производства и общественных процессов, но и участвовать в принятии управленческий решений. Управленцы будут в данных условиях терять свои управленческие функции, а управляемые будут их обретать. Факт неучастия в управлении производством и обществом будет становиться для последних все более нестерпимым.

Проявятся процессы в экономике, которые создадут предпосылки для преодоления закона стоимости, то есть преодоления рыночных отношений как определяющих в современной экономике, для перехода к прямому обмену между свободными производителями и потребителями без участия всеобщего денежного эквивалента. Возникнут и возникают уже, процессы «детоваризации» создаваемого продукта, то есть выведения его из обращения на рынке в качестве меновой стоимости. Сначала это происходит в отношении высокоинтеллектуальных нематериальных активов (программные продукты, например - мир идей здесь предшествует материальному производству!). А затем и материальных, создаваемых массовым производством. Всему этому будут сопутствовать процессы развития новой надстройки, борьбы и исчезновения целых классов.

В этом и заключается суть революционных исторических изменений, то есть изменений, выражающихся в смене базиса, возникновении нового способа производства, влекущего изменения в надстройке. При этом оба эти процесса могут протекать параллельно.

Ю.Симонов, Петербург.


От редакции
К сказанному автором остается добавить, что необходимые для коммунизма производительные силы растит сам капитализм. Левым нет необходимости, да и возможности ему в этом помогать. Однако, капитализм, как известно, растит и своего могильщика – пролетариат. Это - главная производительная сила. Причем, значение передовых слоев пролетариата предкоммунистической эпохи не только в обслуживании новейших средств производства, но, как верно отмечено, в способности и даже потребности коллективно управлять этими средствами. В этом - в организации и управлении производством ассоциированными работниками - суть коммунистических производственных отношений!

Но такая способность у пролетариата должна быть выработана долгим болезненным и противоречивым развитием в рамках еще капиталистического общества. Поэтому классики марксизма отмечали в «Немецкой идеологии»:

«Коммунизм эмпирически возможен только как действие господствующих народов, произведенное «сразу», одновременно, что предполагает универсальное развитие производительной силы и связанного с ним мирового общения».

Итак, именно пролетариату «господствующих народов» предстоит осуществить революционный переход к коммунистическим производственным отношениям. Это заметно отличает его «революционность» от революционности пролетариев более-менее отсталых стран. Последние еще не исчерпали буржуазно-революционные задачи и потому чаще, активнее и радикальнее выступают на своей национальной политической сцене. Пролетарии «господствующих народов» знают, что перед ними стоят задачи уже другого исторического уровня и стихийно копят силы для их решения.

«Стихийно» - значит: развивают классовую самоорганизацию, начиная с трудового коллектива и далее вверх. Хотя бы это и не сопровождалось прямыми требованиями коммунизма. Показателем их организованности являются такие «реформистские» явления как массовые профсоюзы, участие работников в управлении компаниями, глубокие традиции кооперативного движения, уже привычные сообщения о забастовках отраслевого, общенационального и европейского масштаба. Словом, пролетарии «господствующих народов» - скажем, в отличие от их российских собратьев - устойчиво представляют собой значимую общественную силу и предъявляют претензии на участие в управлении как конкретным производством, так и обществом в целом. Вот здесь и есть работа для левых! Их задача развивать именно это базисное общественное движение. Главным ориентиром тут должно стать привлечение работника к управлению производством – во всех проявлениях этого процесса. Как уже говорилось, это «базис» коммунизма.

Чтобы движение было действительно базисным, ему нужно глубоко уходить корнями в каждый трудовой коллектив – туда, где зарождается материальное существование современного общества. Такое движение рано или поздно, разумеется, обретет и революционно-политическое выражение. Однажды возникнув, это движение может быть сломлено только вместе с породившими его производительными силами – в отличие от многих «революционных», но сугубо надстроечно-политических движений.




—————— к сведению ——————

Интернет станет краснее

Силами технического сектора МРП открыт сайт для загрузки текстов http://marxist-review.ru . Это приложение к электронной рассылке МРП "Marxist Review" ( marxist_review@googlegroups.com ). Загружать материалы на сайт могут только подписчики рассылки. Назначение сайта - быстрая и простая публикация материалов людьми не имеющими своих интернет-площадок.

Публиковаться могут реплики, критика, дискуссионые сообщения, аналитические материалы, обзор прессы, новости, и т.д. и т.п. Главное чтобы загружаемые материалы имели отношение к лево-политической позиции.

Ограничения:

- материал не должен превышать 25 килобайт. В ином случае его следует загружать частями;

- не допускаются ругательства и мат, а также унижение человеческого достоинства;

- авторы сообщений должны не допускать действий способных привести к закрытию интернет-ресурса.

После загрузки рекомендуется делать анонс нового материала на рассылке "Марксистское обозрение". В тоже время это делать вовсе необязательно! Можно использовать лишь саму возможность публикации в Интернете, с последующим использованием прямой ссылки по своему усмотрению в любое время и в любом месте.


* * * * *