Сорвать митинг атеистов пытались трижды. Сначала бог с помощью дождя. Потом милиция с помощью надуманного запрета. И, наконец, клерикалы с помощью всего, что можно швырнуть в митингующих. Но дождь быстро кончился, милиция уехала, а наиболее активных клерикалов левые вывели с места акции.
Выступавшие констатировали рост клерикальных настроений. Он указывает на глубокое моральное нездоровье российского общества. Говорилось о моральном нездоровье и многих служителей культа, которых товарно-денежные отношения разлагают не меньше чем их паству. Митингующие подчеркнули, что государство поддерживает клерикализм, надеясь, что при необходимости и он поддержит государство авторитетом церкви. Отмечалось навязывание религии москвичам в виде строительства "храмов шаговой доступности".
Вообще в левой среде рост религиозно-мистических настроений напрямую связывают с ростом социального неравенства и вызванных им классовых антагонизмов. В конечном счете, именно здесь источник потребности в религиозных и прочих иррациональных иллюзиях.
Левым известна и другая истина: бытие определяет сознание. Поэтому, чтобы человек не нуждался в религии ему нужны новые социальные отношения - отношения равенства и товарищества. Их фундаментом может стать только свободный коллективный - коммунистический! - труд. Сегодня прообраз такого труда дает именно коммунарство, думается, не случайно упомянутое в названии организовавшего митинг Союза.
Раньше, чем разобраться, в чем корень расхождения «рабочей оппозиции» с официальной точкой зрения наших руководящих центров, надо твердо запомнить два факта: прежде всего, что рабочая оппозиция родилась из недр промышленного пролетариата Советской России, что ее взрастили не только каторжные условия жизни и труда семимиллионного промышленного пролетариата, но и ряд отклонений, качаний, противоречий и прямо уклонений нашей советской политики от четких, ясных, классово выдержанных принципов коммунистической программы.
Во-вторых, что оппозиция не угнездилась в одном каком-либо центре, не явилась плодом личных раздоров и несогласий, а широко разлилась по всей Советской Республике, дружным ответным эхом со всех концов России откликаясь на каждую попытку товарищей рабочих сформулировать, выразить, оформить корень разногласий и определить: чего же хочет рабочая оппозиция.
Сейчас создалось впечатление, будто весь корень расхождений «рабочей оппозиции» с многочисленными течениями верхов заключается исключительно в различном понимании задач и роли профсоюзов. Это не верно. Расхождения глубже. Представители оппозиции не всегда умеют их ясно выразить и точно установить, но стоит затронуть ряд вопросов строительства нашей республики, и разногласия выявятся сразу по ряду основных положений хозяйственного и политического характера.
Впервые две точки зрения руководящих верхов нашей партии и представителей классового организованного в союзы пролетариата сказались на IХ съезде партии по вопросу о «единоличии» и «коллегиальности». Оппозиции еще не было как сформированной группы, но характерно, что за «коллегиальность» выступили представители профсоюзов, т. е. чисто классовых по составу организаций, против высказывались руководящие верхи партии, привыкшие расценить все явления под углом зрения советско-ведомственной политики, требующей изощренного умения приспосабливаться к социально неоднородным, подчас политически противоречащим друг другу запросам различных социальных групп населения (пролетариата, мелких собственников - крестьян и буржуазии в лице спецов и лжеспецов всех видов и формаций).
Почему именно профсоюзы упрямо, не умея подкреплять свои доводы научно обоснованными положениями, стояли за «коллегиальность», а защитники «спецов» одновременно отстаивали «единоличие»? Да именно потому, что в этом споре (хотя обе стороны и отрицали «принципиально» значение вопроса) [столкнулись] по существу две исторические, непримиримые точки зрения. Единоличие — есть плоть от плоти индивидуалистического (т. е. из себя самого исходящего) мировоззрения буржуазного класса. Единоличие, т. е. оторванная от коллектива, «свободная», изолированная воля человека, проявляющаяся во всех областях - начиная от утверждения самодержавного главы государства и кончая самодержавием директора завода, - это высшая мудрость буржуазного мышления. Буржуазия не верит в силу коллектива. Она любит лишь «сколотить массу в послушное стадо» и по своей единоличной воле погонять это стадо туда, куда найдет нужным руководитель.
Рабочий класс и его идеологи, наоборот, знают, что новые коммунистические задачи класса осуществимы лишь путем коллективного совместного творчества, общих усилий самих рабочих. Тем теснее будет рабочий коллектив, чем больше воспитаны будут массы в духе проявлений своей общей коллективной воли и общей мысли, тем полнее и скорее класс осуществит свою задачу, т. е. создаст новое, не распыленное, а единое, гармонически спаянное коммунистическое хозяйство. Только тот, кто практически связан с производством, может внести в него оживляющие новинки. Отказ от принципа, именно от принципа коллективность в управлении производством - был уступкой момента со стороны нашей партии, приспособленчество, уклонение от той частицы классовой линии, которую мы так страстно утверждали и отстаивали в первый период революции.
Почему это произошло? Как случилось, что наша выдержанная, закаленная в бою революции партия позволила увлечь себя с прямого классового пути и начать колесить по тропинкам столь ненавистного ей же и так ею же заклейменного «приспособленчества»?
На это мы ответим ниже, пока же перейдем к вопросу о том, как образовалась и развилась «рабочая оппозиция».
Девятый съезд был весною. Летом оппозиция ничем себя не проявляла. Не было слышно о ней ни на бурных дебатах о профсоюзах во время II съезда Коминтерна. Но глубоко по низам шла своя работа накопления опыта и критической мысли. Эта работа нашла свое еще далеко незаконченное проявление на партийной конференции сентября 20-го года. Пока еще мысль бродила в области отрицания, критики. Не было своих оформленных положительных предложений. Но уже ясно было, что партия вступает в новую полосу, что в ней идет брожение, что «низы» требуют «свободы критики» и заявляют громогласно о том, что бюрократизм их душит, не дает простору для живой деятельности, для проявления инициативы.
Руководящие партийные верхи учли начавшееся брожение и, в лице тов. Зиновьева, надавали много словесных обещаний о свободе критики, о расширении самодеятельности масс, о необходимости бороться с вредными уклонами бюрократизма и о строгом преследовании всех верхов, отступающих от принципа демократии... Сказано было много и изрядно хорошо. Но от слов до дела дистанция изрядная. Конференция сентябрьская, вместе с многообещающей речью Зиновьева, ничего не изменила ни в партии, ни в жизни широких рабочих масс. Корень, питающий ростки оппозиции, не был уничтожен. В низах шло, нарастая, глухое недовольство, критика, работа мысли.
Это глухое брожение докатывалось до руководящих верхов, плодя и там неожиданно обострившиеся разногласия. И характерно, что в центральных руководящих кругах нашей партии разногласия обозначились со всей остротой именно по вопросу о роли профсоюзов. Это и естественно.
Сейчас этот пункт расхождения оппозиции и верхов партии, не являясь единственным, все же составляет при данном положении вещей центральный вопрос всей нашей внутренней политики.
Раньше, чем рабочая оппозиция со своими тезисами и оформила те основы, на которых, по ее мнению, должна покоиться диктатура пролетариата в области организации производства, руководящие верхи еще резко разошлись в своей оценке роли классовых рабочих организаций при воссоздании производства на новых коммунистических началах. ЦК партии разбился на группы, тов. Ленин против Троцкого с Бухариным как буфером посредине.
Только на VIII съезде Советов и непосредственно после выяснилось со всей очевидностью, что внутри партии имеется сплоченная группа, объединяемая, прежде всего, вокруг тезисов о задачах профсоюзов, и что оппозиция эта, не имея ни одного крупного теоретика-лидера, встречая самый резкий отпор со стороны наипопулярнейших вождей партии, растет и крепнет, а главное, стелится и стелится по трудовой России... Если бы она гнездилась только в Москве и Петрограде. Но нет, уже с Донбасса, с Урала, из Сибири и ряда промышленных центров в ЦК нашей партии летят донесения, что и там «образуется и действует рабочая оппозиция». Правда, оппозиция эта далеко не всюду выявляет себя на тех же пунктах, на которых сходятся рабочие столицы Советской Республики; порою в проявлениях, требованиях и мотивировках оппозиции много еще неясного, сумбурного, мелочного, тогда как основные пункты упущены, но одно остается неизменным — это вопрос о том: кому осуществлять творчество диктатуры пролетариата в области хозяйственного строительства? Органам ли классовым по составу, непосредственно, жизненными нитями связанным с производством, т. е. производственным союзом или же советским аппаратом, оторванным от непосредственной, живой хозяйственно-производителъной деятельности, к тому же смешанным по своему социальному составу? В этом корень расхождения. Рабочая оппозиция стоит за первое. Верхи нашей партии, как бы ни разошлись их тезисы в отдельных менее существенных пунктах, в трогательном единении стоят за второе.
Что же это показывает?
Это показывает, что партия наша переживает свой первый серьезный кризис за время революции, и что от оппозиции надо не отмахиваться дешевыми словечками вроде «синдикализма», а надо всем товарищам призадуматься: чем вызван этот кризис? И на чьей стороне классовая истина – на стороне ли руководящих органов или на стороне здоровых классовым чутьем рабочих, пролетарских масс?
От редакции
Казалось бы, в начале ХХ века Россия – страна отсталого, «молодого» капитализма, во многом еще крестьянская. Революционные потрясения, к которым она объективно готова, могли быть только буржуазными или буржуазно-демократическими. Но и в таких условиях буржуазно-революционный подъем вызвал к жизни мощный пролетарско-коммунистический поток! Ведь, как отмечали Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии», борьба пролетариата против буржуазии начинается вместе с его существованием. Публикуемый текст как раз свидетельствует об этом пролетарско-коммунистическом потоке, о его ожесточенной борьбе, его влиянии на рабочую массу.
Но, как показала история, тогдашний российский пролетариат, в большей своей части, еще не смог выйти за рамки буржуазно-революционной программы. Он не смог обойтись без грамотных и культурных руководителей из других социальных слоев. Ведь должной грамотности и культуры у него самого было еще мало. У него не было необходимой суммы знаний для созидательной стадии революционных перемен.
В революционный период, как подчеркивали классики, «небольшая часть господствующего класса отрекается от него и примыкает к революционному классу». В то же время, мелкобуржуазные слои «революционны постольку, поскольку им предстоит переход в ряды пролетариата, поскольку они защищают не свои настоящие, а свои будущие интересы, поскольку они покидают свою собственную точку зрения, для того, чтобы встать на точку зрения пролетариата».
Так и в Советской России рабочий класс оказался, с одной стороны, «разжижен» мелко-буржуазной массой и, соответственно, заражен идеями непролетарского мелкобуржуазного социализма в противовес производительному коммунарству. С другой стороны, он неизбежно подпадал под влияние примкнувших к нему буржуа-идеологов, тяготеющих к госкапиталистическому монополизму.
В конце концов, российские пролетарии в большинстве подчинились власти своего «просвещённого авангарда» - партийной номенклатуре. Власти, по существу, буржуазной. Тем более что ее индустриальные реформы были для страны экономически прогрессивными. Доходило до того, что рабочие порой поддерживали номенклатуру против пролетарско-коммунистического потока. Сегодня мы понимаем, что при всем героическом сопротивлении коммунистически настроенных пролетариев, баланс сил не мог быть в их пользу. Ведь такие пролетарии были еще исключением, но не правилом в рабочей среде.
Однако, прошедшее столетие изменило социальный портрет российского пролетариата. Он стал более образованным, пополнился новыми постоянными отрядами высококультурных работников. Теперь созданы предпосылки к тому, чтобы коммунистическая программа стала для него правилом, а не исключением. Правда, по сравнению с экономически развитыми капстранами, Россия и тут остается пока отсталой и догоняющей…