- Основными направлениями нашей работы являются пропаганда классической марксистской теории коммунизма, поиск единомышленников и их объединение для совместных действий в русле марксистского учения. На сегодня главная форма работы - выступления перед «живой» аудиторией и подготовка материалов для Интернет-сайта http://classic.marxist.su
-К какой аудитории обращена ваша деятельность?
- К любой коммунистически настроенной аудитории. Реально аудитория, конечно, в основном пожилая. Но иногда встречаются молодые лица.
- Валентин Иванович, с какой реакцией на пропаганду классического марксизма вы сталкиваетесь чаше всего?
- Чаще всего классический марксизм отрицается под влиянием последствий советско-сталинской пропаганды, либо пропаганды находящегося у власти криминально-буржуазного слоя, постоянно повторяющего, что марксистское учение это утопия. Влияет и профашистская пропаганда национального социализма.
Классический марксизм воспринимается не всеми и не однозначно. Как уже сказано, чувствуются последствия советско-сталинской пропаганды идей о «творческом марксизме», слабом звене в цепи империализма и невозможности коммунистической революции одновременно в господствующих странах, о возможности победы социализма в отдельно взятой и слаборазвитой стране. Присутствовавшими на наших собраниях членами КПРФ и некоторыми другими отрицалась возможность преодоления стоимостного обмена и разделения труда, то есть частной собственности. При этом не воспринимается марксистское положение о происходящем процессе универсализации мировых производительных сил, чему способствует капиталистическая глобализация. Считают, что глобализация влечет за собой лишь разрушение производительных сил, например, советских, что она не может привести к глобализации коммунистической и т.п. Считают, что поддержка глобализации льет воду на империалистическую мельницу и расхолаживает рабочий класс…
Не воспринимают классическое положение марксистской теории о невозможности перехода к коммунизму без развитого капитализма, о том, что социальные революции не происходят по желанию лидеров и партий. По такому желанию может произойти переворот, но не революция. Задачей Объединения как раз является преодолеть подобное понимание марксизма. Точнее, его непонимание.
- Вы много лет отдали профсоюзу «Защита труда». Что вы думаете о перспективах рабочих профсоюзов в России? Именно «рабочих», а не фнпровских.
- Десятилетний опыт работы созданного с моим участием профсоюза в ОАО МГТС показал, что такие профсоюзы малочисленны. Работники боятся в них вступать, так как вместо защиты прав чаще имеют неприятности в связи с членством в профсоюзе. Но самое, пожалуй, опасное, что каждая из первичек варится в собственном соку. Она, как правило, не оказывает солидарной поддержки другому такому же профсоюзу и, соответственно, не получает поддержки. Без организации солидарной борьбы у рабочих профсоюзов вряд ли есть перспективы. Тем более – в условиях конкуренции с ФНПР.
Вот и наша профорганизация после десяти лет во многом успешной борьбы - мы участвовали в заключении коллективного договора, наряду с ФНПРовским профсоюзом - в конце-концов, была раздавлена. В том числе по причине принятия примаковским правительством нового трудового законодательства, существенно урезавшего права профсоюзов. Показательно, что работники смирились с гибелью организации. А ведь большинство в ней составляли охранники-отставники – люди, казалось бы, боевые…
Словом, настоящие рабочие профсоюзы пока малочисленны. Большинство из них не являются коммунистическими. Но это не исключает, а подразумевает работу в них марксистов.
- Как в Объединении решают популярный в левой среде вопрос об «авангардной партии»?
- Исторический опыт показал, что демократический централизм «авангардных партий» легко перерастает в централизм бюрократический. Он порождает борьбу за власть в партии, борьбу за лидерство. Это не имеет ничего общего с коммунизмом. Такой болезнью страдали не только РСДРП(б)-РКП(б)-ВКП(б)-КПСС, но и все левые партии, в основе которых лежал и сегодня лежит этот организационный принцип. Полагаю, что у таких партий нет будущего.
В действительно коммунистической партии не должно быть разделения на труд управленческий и труд управляемый, на руководящий состав и рядовых партийцев. Все должны принимать участие в управлении через выборный механизм и простейшую процедуру отзыва не оправдавшего надежды товарища. В партии не должно быть никаких профессиональных революционеров, оплачиваемых из партийной кассы. Ибо, согласно марксистскому учению, революцию подготовить невозможно, к ней нужно готовиться. Кроме того, освобожденный от производства партийный функционер, если он не пенсионного возраста, отрывается от трудового коллектива, теряет пролетарские качества.
Избранные партийные органы не должны иметь властных полномочий, кроме власти их авторитета. Высшим руководящим – реально руководящим! - органом партии должен быть съезд. Он должен готовиться всеми партийцами, а не только выборными органами. Съезд должен проводиться ежегодно, стремиться при выработке решений выслушать максимальное количество точек зрения.
Та же атмосфера должна быть в первичных организациях. Партия, если она действительно коммунистическая, должна делать все для привития своим членам навыков коммунистического самоуправления, т. е. управления процессами, но не людьми.
Но самое главное требование – это то, что членом организации может быть только человек, усвоивший положения классической марксистской теории коммунизма. А усвоить их значит довести степень понимания марксизма до того, чтобы она требовала детонировать практику.
- Я пытался жить как все, но не смог найти место в обществе, где все строится на обмане и преходящих ценностях, - рассказывает Максим предысторию коммунарского начинания. - Мне не хотелось жить по навязанной другими программе: дом-работа, хотелось самому распоряжаться своим временем, делать то, что доставляет радость. Занятый любимым делом, ты сам будешь радостным, и люди будут получать радость от общения с тобой.
Считаю, что создание коммунарских поселений изменит общество в лучшую, коммунистическую сторону. Многие хотят изменить свою жизнь, но не видят успешной альтернативы. Вот я и пытаюсь показать пример ведения общего хозяйства, где люди будут жить по-новому. Вообще, коммунар, в моих глазах, это человек который живет не для личного благополучия, а для какого-то большого дела.
- Ты упомянул коммунизм. Считаешь себя коммунистом?
- Что понимать под коммунизмом? Если то, что было в СССР, я не коммунист. Коммунизм нельзя навязать сверху. Люди должны быть готовы добровольно отказаться от собственности. Коммунизм установится ненасильственным путем.
- Думаешь, наступит момент, когда олигархи, капиталисты и т.п. добровольно откажутся от богатств?
- Да, собственность станет им просто неинтересна.
- Что коммуна представляет собой сегодня? С чего началось ее создание?
- Сначала я читал о подобных поселениях, ездил в одно из них в Ростовской области. Потом решил сам приступить к делу.
На сегодня под станицей Новосвободная куплено два участка земли. Один, в 3,6 гектара мы купили совместно с молодой парой из Таганрога, другой - молодая семья из Москвы. Мне покупка обошлась в 80 тысяч рублей. Рядом продаются другие участки земли, поселение можно будет расширить. Мы нашли строителя, который хочет жить в коммуне и весной поможет нам построить экодом.
В ближайших планах создать общее хозяйство. Этой осенью мы начнем сажать сад. Планируем заняться пчеловодством, выращивать редкие овощи для магазинов сыроедов, собирать лекарственные травы. Возможно, будем заниматься общественной экологической работой.
- Есть специалисты по перечисленным хозяйственным направлениям?
- Только по лекарственным травам. В остальном у всех небольшой опыт работы на дачах, огородах и т.д.
- Часть того, что произведете, будете продавать?
- Да, скажем, мед можно отвозить в Майкоп и там продавать с машины.
- Как планируете распределять произведенный продукт? Особенно то, что заработаете при продаже?
- Создадим общий фонд на развитие поселения. Как его расходовать - будет решать совет коммуны. Что останется, будет распределено между коммунарами поровну. Ведь помимо общего хозяйства будет и личное имущество: земельный участок, дом и т.д. Но сначала создадим общий дом - для гостей и тех, кто еще не выстроил собственный.
- Питаться будете вместе?
- Не обязательно. К примеру, у сыроедов питание - вопрос довольно индивидуальный. Кстати, мы не навязываем коммунарам сыроедение или вегетарианство. Единственное требование - не убивать животных на территории поселения.
- Есть еще требования к коммунарам?
-Нельзя пить, курить табак и остальные наркотики.
- А парню девушек приводить можно?
- Это личное дело каждого.
- Есть связь с другими коммунами?
- В 3-х часах ходьбы от Новосвободной, в станице Баракаевской существует другая коммуна. Я там бывал, познакомился с ребятами. Возможно, со временем мы будем сотрудничать в хозяйственных вопросах.
- Максим, бывает, что в альтернативистских поселениях отрицают достижения цивилизации. Скажем, бытовую технику, телефоны, Интернет и т.д. Как ты к этому относишься?
- Отрицательно. В коммуне должны быть Интернет и другие современные достижения. Но при обработке земли хотелось бы избежать вспашки, применения химических удобрений, вести хозяйство экологично. Хотя совсем без сельхозтехники, понятно, не обойтись.
- Если коммунары будут заняты сельскохозяйственным трудом, останутся ли у них время и силы на личное развитие, участие в общественных инициативах? Коммуной интересуются в основном горожане, дома они привыкли к другой жизни...
- В сельском хозяйстве много времени и сил требует животноводство. Выращивание растений оставляет свободной зиму, значительную часть других времен года. Времени будет мало только в период сева и уборки.
- Как сложились отношения со станичниками?
- Люди здесь доброжелательные, помогают. Правда, про коммуну я не распространяюсь. Думаю, не поймут. Пока я в их глазах только владелец земельного участка.
- Тебя не смущает, что поселение создается в Адыгее? В республиках Северного Кавказа непростое отношение к славянам...
- В Майкопе я видел адыгейцев, они мне понравились. Никакой агрессии в них я не заметил.
- Как в семье отнеслись к твоей идее стать коммунаром?
- Мы с женой давно хотели переехать из города в село. Но именно коммуну она пока воспринять не готова, слишком привязана к традициям собственности. А мама отнеслась хорошо, хочет участвовать.
- Уже есть название коммуны?
- Пока нет. Соберется коллектив, придумаем.
Разумеется, совсем неважно как называется человек, который охраняет нынешний порядок вещей. Понятно, что новое название репрессивных органов не меняет их сути. Тем не менее, новая вывеска МВД призвана добить остатки советской терминологии в общественной жизни и этим привести форму в соответствие с содержанием.
Как утверждают словари, слово «милиция» в русский язык попало из польского. Но и поляками оно было заимствовано из латыни, где означает «войско». С учетом исторического контекста применения слова, «милиция» - это народное ополчение. К примеру, как разъясняет знаменитый словарь В. Даля, в России «милицией» называлось «временное или земское войско; ополчение, ратники, народная рать».
В ХХ веке «милицию» на всероссийскую сцену вывела сначала революция 1905 года, а затем Февральская революция. Распустив царскую полицию, Временное правительство сформировало в Петербурге Главмилицию и начало создавать ее подразделения в губерниях. Для поступления на службу нужен был высокий образовательный ценз – чтобы среди милиционеров преобладал зажиточный элемент. Свою милицию имели некоторые Советы рабочих депутатов. Две структуры порой сливались в одну и оплачивались Временным правительством. Но в период острой политической борьбы классовые различия милиционеров давали о себе знать. В частности, рабочая милиция Петрограда участвовала в июльской вооруженной антиправительственной демонстрации. За это большинство милиционеров было уволено. В конце концов, пролетарская милиция влилась в Красную гвардию.
Тогда большевики всерьез занимались вопросами вооружения пролетариата и создания государства-коммуны, поэтому уделили внимание и милиции. В мае 1917 года в статье «О пролетарской милиции» В.Ленин писал: «Народу нужна республика, чтобы воспитывать массы к демократии. Необходимо не только представительство по типу демократии, но и постройка всего управления государством снизу, самими массами, их действенное участие в каждом шаге жизни, их активная роль в управлении. Заменить старые органы угнетения, полицию, чиновничество, постоянную армию всеобщим вооружением народа, действительно всеобщей милицией — вот единственный путь, гарантирующий страну в наибольшей степени от восстановления монархии и дающий возможность идти планомерно, твердо и решительно к социализму, не «вводя» его сверху, а поднимая громадные массы пролетариев и полупролетариев к искусству государственного управления, к распоряжению всей государственной властью».
Именно милиции лидер большевиков отводил важную роль в коммунистическом отмирании государства: «Общественная служба через стоящую над народом полицию и через чиновников, вернейших слуг буржуазии, через постоянную армию под командой помещиков и капиталистов, таков идеал буржуазной парламентарной республики, стремящейся увековечить господство капитала.
Общественная служба через всенародную, действительно поголовную, мужскую и женскую, милицию, способную отчасти заменить чиновников, соединенную не только с выборностью всех властей, не только с сменяемостью их в любое время, но и с оплатой их труда не «по-барски», не по-буржуазному, а по-рабочему, — таков идеал рабочего класса».
Словом, рабочая милиция формировалась как общественная структура с постоянной сменой состава. Этим она в корне должна была отличаться от репрессивных органов буржуазного государства. Как перед Октябрем, так и в первые месяцы после него в этом направлении делались серьезные шаги. В частности, питерские пролетарии на время освобождались от работы на заводе и шли патрулировать улицы или делать обыски в квартирах контрреволюционеров. Затем они возвращались в цеха, их место в патрулях занимали товарищи с соседнего завода. Кроме того, после Великого Октября милиция формировалась во многом за счет пролетарской Красной Гвардии. В помощь милиции создавались общественные организации - «Добровольные отряды милиции», «Друзья общественного порядка» и др.
Очевидно, что все это препятствовало появлению «мусоров» - в худшем смысле этого слова. Постоянная смена состава не давала милиции сложиться в замкнутую корпорацию со своими традициями и негласными правилами. Милиционеры не развращались длительным общением с бандитами, им меньше грозило самим пропитаться бандитским духом. Бойцов милиции морально оздоравливало и неизменное возвращение в трудовые коллективы.
Очевидно и то, что этот принцип формирования репрессивных органов не получил развития. Дело пошло к созданию профессиональных государственных структур со всеми их традициями. Это было одним из проявлений объективной неготовности России к коммунистическому самоуправлению. Сохранившееся после Октября принуждение большинства меньшинством требовало «настоящей» полиции. И со временем она возникла, хотя в начале это оправдывалось борьбой с контрреволюцией.
В конце 1950-х годов сделали попытку возродить милиционный принцип в виде Добровольных народных дружин (ДНД). Но это уже было социальное творчество номенклатуры, а не пролетариата. Да и значение ДНД было явно третьестепенным.
Однако на слове «милиция», а тем более на милиционном принципе рано ставить крест. До тех пор пока труд противостоит капиталу, рабочие будут объединяться, в том числе, для силовой борьбы с классовыми врагами. Это и будет настоящая милиция.