[Начальная]    [1] [2] [3] [4] [5] [6] __________________________________________"Левый поворот" №9



--------- есть мнение ------------

Анархом можешь ты не быть,
но либертарием - обязан

В январе в Нижнем Новгороде прошел учредительный съезд движения “Автономное действие”. Этот проект существует более 3 лет и его участники давно обозначили себя в анархистской тусовке. Правда в Манифесте организации нет слова “анархия”. Но это не мешает ей болеть анархистскими “болезнями”. Однако к иным распространенным у левых “инфекциям” у “АД” редкий иммунитет. За ним обычно отправляются на Запад. Об этом корреспондент “ЛП” узнал от одного из активистов движения Дмитрия Рябинина.

- Дмитрий, что объединило разные анархистские группы в проект “Автономное действие”?

- Нас объединило стремление к либертарному коммунизму. Понятие “либертарный” мы используем чтобы наше направление не смешивали с советским вариантом коммунизма. “Автономное действие” состоит из молодых людей. Они стали в оппозицию капитализму на основе сегодняшних проблем, а не из-за ностальгии по советским временам. Для нас важно не создание “пролетарского государства”, а именно свобода пролетариата или просто освобождение человека от эксплуатации. К “своим” мы относим анархистов и марксистские группы, отошедшие от основного потока в марксизме. Словом, всех кто левее троцкистов. А те, кого считают левыми в России, для нас всегда были чужими, даже враждебными.


- Либертарный коммунизм - это то, о чем писал Маркс?

- Тут каждый у нас ответит по-разному. На мой взгляд, идеал у анархистов и марксистов один и тот же. Этот строй общественного самоуправления, в котором нет товарно-денежных отношений, нет бюрократии и где обобществлена собственность. Это можно прочесть даже у Ленина в “Государстве и революции”. Цель, в главном, одна, но движемся мы к ней по-разному.

- Почему в документах “Автономного действия” нет слова “анархия”?

- К иным анархистам мы чувствуем большее отчуждение, чем к некоторые марксистам или “новым левым”. К тому же советская пропаганда потрудилась, чтобы при слове “анархия” вспоминался хаос, эгоистический индивидуализм. Сейчас в “отмывании” анархистского флага мало смысла. Главное для нас - левые убеждения, не участие в политической и парламентский возне. Поддержка идеологии анархизма на втором плане.

- Какие у “АД” направления работы?

- Мы боремся против отношений господства и подчинения. В их основе три “кита”: индустриальная капиталистическая экономика, авторитарное бюрократическое государство и иерархические отношения между людьми во всех сферах жизни. Все это взаимосвязано, поэтому мы идем “широким фронтом”. На наш взгляд, нужно не только готовить пролетариат к будущей революционной стачке или восстанию, а уже сейчас жить как в свободном обществе.

Отсюда такое направление как экологизм. Мы участвуем в развитии экологической теории, в акциях “зеленых”. Мы поддерживали экологическую коммуну в Адыгее. Там жили наши товарищи.

Есть планы по созданию собственной коммуны. Сейчас для этого идет поиск ресурсов. Может когда-то удастся создать и кооператив. Конечно, этим не разрушишь Систему. Но так мы могли бы преодолеть отчуждение наемного труда, жить более искренней жизнью, учиться антиавторитарным отношениям. Тогда не будет разрыва между борьбой и повседневностью. Делом доказать, что коммунистические отношения возможны - это самая лучшая агитация за новое общество.

У нас есть контркультурные проекты. Поскольку движение молодежное, нас интересует молодежная культура. Проводятся концерты хард-кора, панк-рока. Мы приветствуем группы с четкой социальной, антифашистской направленностью. А еще лучше, чтобы они были революционерами. Нередко случаются стычки с неонацистами, как на концертах, так и на улицах.

- “АД” проявило себя в рабочем движении?

- К сожалению, пока только эпизодически. Наш казахстанский активист работает на крупной шахте. Он собрал кружок из молодых рабочих, сделал сайт о рабочем движении Казахстана.

Московские товарищи делают сайт “Радикальных лентяев” - www.antijob.da.ru. Он рассказывает о методах сопротивления наемных рабочих. Речь, в основном, идет о борьбе с крупными корпорациями и новыми формами выжимания прибавочной стоимости. Проповедуется саботаж и борьба за сокращение времени наемного, отчужденного труда - в пользу самореализации.

- “АД” видит смысл в развитии этого направления?

- По крайней мере, я вижу. Значимые социальные перемены без участия рабочего класса вряд ли возможны. Но рабочее движение, на наш взгляд, находится под грузом советского прошлого. У него “отбиты” навыки самоорганизации. Наши идеи самоуправления и “прямого действия” отзвука здесь пока не находят. Правда, и особой агитации еще не было...

- Вы одни из немногих в левой среде кто говорит о феминизме. Почему вы обратились к этой теме, как феминизм “АД” выглядит на практике?

- Дискриминация по половому признаку - самая древняя форма дискриминации. Капитализм неотделим от патриархата. В дискриминации по полу он тоже черпает свою силу. Женщина оказывается в подчинении, в том числе экономическом, у собственника-мужчины. А мы боремся с любыми формами дискриминации и неравенства.

У нас есть группа девушек, которые собираются, проводят дискуссии. Вот 8 марта прошла акция в поддержку угнетенных. В частности парня, который попал в “психушку” за критику российской политики в Чечне. По-моему, неплохо придумано, что в женский день девушки не просили духи или цветы, а проявили солидарность с мужчиной.

Задача феминистских групп - развить собственное сознание, преодолеть стереотипы поведения, самим определить свою социальную позицию. Ведь бывает, что женщине “не положено” то, что можно мужчине. Даже в левом движении слышны в основном мужские голоса.

- В “Автономном действии” патриархат уже преодолен?

- Нельзя жить в патриархальном обществе и быть свободным от него. Пережитки патриархата есть и у нас. Но когда в нашей группе кто-то расскажет сексистский анекдот, его тут же поставят на место. Поэтому такие люди если появляются, то сидят и помалкивают.

- В документах “АД” говорится о свободном выборе половой принадлежности и ориентации. Почему?

- Не забывай, капитализм “давит” личность во всех сферах жизни, в том числе, половой. Поэтому мы стремимся к самоопределению человека, опять же, во всех сферах жизни. Биологически ты можешь быть мужчиной, но эмоционально ты должен быть только самим собой. Хочешь быть “женщиной” - будь ей.

Патриархат навязывает социальные роли как женщине, так и мужчине. Те кто им не подчиняется, становятся изгоями общества. Мы понимаем, что сегодняшняя дискриминация сексуальных меньшинств - это не просто блажь “сытого Запада”. Всегда нужен козел отпущения, чтобы направить на него протестную энергию людей.

- У вас есть ребята, как говорят, с нестандартной половой ориентацией?

- Этот вопрос у нас не обсуждается, пальцем ни на кого не показывают. Я сказать тут ничего не могу.

- В “АД” не оговорен возраст его участников. Но движение, как ты сказал, молодежное и, по-моему, с большим элементом тусовочности. Ты согласен с этим? Если “да”, это “плюс” или “минус”?

- Это не “плюс” и не “минус”, а объективная реальность. Мы связаны культурной средой, личной дружбой. Внутри “АД” есть свои “группы близости” - те, кто больше общается. Организация во многом складывается из знакомых какого-либо активиста.

- И если убрать тусовочность, движение может рассыпаться?

- Это сложный вопрос. У нас многие считают, что тусовочность как раз губит дело, сводит все к игре. Но давай посмотрим диалектически. Я не за то, чтобы полностью уйти в тусовочность и субкультурные моменты. Но и не за то, чтобы полностью ориентироваться на домохозяек и рабочих из пивной. Примитивный пролетаризм, на мой взгляд, устарел.

В постиндустриальном обществе люди атомизированы. Классы, конечно, остаются, сохраняют решающее влияние на общественную жизнь. Но люди все больше сближаются на общекультурных основаниях. Они субъективно осознают себя не столько школьниками, студентами или рабочими, сколько представителями какой-то субкультуры. А субкультуры это, во многом, и есть тусовки. В борьбе с капитализмом нужно использовать эту особенность.

- Вы создали Координационный совет, разработали оргпринципы, в “АД” есть взносы. Как тут выжить тусовке?

- Идет эксперимент. Мы пытаемся сохранить субкультурную составляющую и при этом создать именно организацию. Но не в партийном смысле, а в виде федерации групп. Если мы найдем это диалектическое единство, значит эксперимент удался.

- Тебе не кажется что ваше оргстроение - это отход от анархистской традиции?

- Не кажется. Все анархистские организации, которые чего-то добились, имели четкую структуру, основанную на принципах самоуправления. Возьмем анархистские профсоюзы. Профсоюз не может не быть организованным. А в Федерации анархистов Франции если человек не платит взносы, то “вылетает”.

Я считаю себя анархистом и думаю, что понятия “организация” и “анархизм” друг друга не исключают. Но в организации должен работать принцип “запрещено запрещать”. Все, что ведет к захвату власти одной группой, надо объявить вне закона.

- В вашей организации меньшинство обязано подчиняться большинству?

- Если было бы так, тогда мы действительно не были бы анархистами. Меньшинство может не выполнять решение большинства, но обязано не мешать ему делать то, что намечено.

- У вас есть понятие “опрос участников движения”. Решения, принятые через опрос, почти приравнены к решениям съезда “АД”. Что это за новшество?

- Работа над оргпринципами еще продолжается, но я считаю идею “опроса” правильной. На съезд приезжают делегаты. Это своеобразные посредники между группами “АД”. А опрос выявляет волю участников движения без посредников, значит более точно. Посредством компьютера делать это очень легко.

- В своей прессе вы много пишите о западных автономах. “АД” намерено скопировать их движение?

- Это невозможно. Автономистское движение Европы выросло из массовых движений: рабочего и студенческого. Многие автономы ведут “родословную” от знаменитого мая 68-го. Мы этим похвастаться не можем, даже не пытаемся создать из “АД” массовое движение. Но у автономов нет четкой структуры и программы. По-моему, это “минус”. Зато нас роднит форма движения, стиль “прямого действия”.

- Несколько лет назад ты и другие будущие активисты “АД” были в Берлине - своеобразной столице автономов, бывали в их коммуне. Сейчас вы контактируете со старыми друзьями, они вам чем-то помогают?

- Он знают о нас, но постоянного контакта нет. Правда, сейчас идут переговоры о нашем участии в англоязычном автономистском издании. Оно будет писать о либертарных инициативах Восточной Европы. Наш товарищ переводит автономистские книги, делает видеофильмы об автономах и о нашем анархическом движении. В немецких коммунах сюжеты из России смотрят с большим интересом.

- На учредительном съезде “АД” принята резолюция против пьянства и наркомании. Чем это объяснить?

- На съезде некоторые люди слишком “расслабились” и мешали работе. Вот и решили на форумах такое дело запретить. Да, это показывает уровень движения. Но человек склонный к социальным протестам часто чувствует острее, чем стандартный обыватель. Он понимает, что не соответствует этому обществу. Отсюда переживания, душевные неполадки и необходимость снять стресс. Сказываются и традиции субкультурного движения - протест против стиля комсомольских “правильных” мальчиков. А этот протест часто выражался в бутылке “Портвейна”. Но теперь появилась “законодательная база” чтобы бороться с такой традицией.

- Успехов в борьбе!

вопросы задавал Д. Суховский




Немарксистам - выйти вон!

Как ни странно (правда, не очень) большинство из членов многих партий (даже и марксистских) весьма мало связаны с рабочими, т.к. не проходили рабочей закалки (на крупном производстве), практически все не проходили через сито “советской” власти, когда человек хоть в одиночку боролся за квартиру, спорил на производстве за изменение условий труда и оплаты. Огромное большинство из них совершенно не обращались к марксизму, чтобы найти ответ в жизни. Не надо забывать, что многие просто еще относятся к пролетариям, в лучшем случае, второго поколения, их родители только в 60-70 г.г. оставили деревню. Этот контингент уже, в основном, покинул ряды марксистов за последние 10 лет. Мы знаем, как гибли первые образования пролетарских партий (МРП, ДРП, ПДП, различные профсоюзы, рабочие комитеты): через расколы, уходы, шел нормальный естественный отбор (классовый). Сейчас наступает новая волна, и, пожалуй, более опасная: иногда в наши организации идут молодые, которые явно не несут пролетарской идеологии (сознательно!) и те, которые просто не осознали себя классово в драке с существующим строем. Себя даже не пробовали, хотя сейчас жизнь постоянно провоцирует их на борьбу против такой жизни. Первые идут разваливать существующие (выжившие) организации, вторые - чаще выпадают в балласт, а потом все равно уходят. Сегодняшний этап - это этап агитации, пропаганды, подвижничества, стоицизма и убеждения большинства в правоте нашего дела.[...]

Даже смешно когда часть организации думает, что она может выжить другую часть из организации, это не выжимание, это - отбор, четкая отсортировка зерен от плевел. Марксисты понимают, что не организация - самоцель, а выращивание сознательного пролетарского класса, который для дела свержения капитализма сам сорганизуется и нанесет смертельный удар ему.

А.Никонов, Пермь



------ последнее предупреждение ------------

Менты просят помощи

Некоторое время назад на сайте нашей организации появилось такое письмо:

Уважаемые товарищи!

К вам, с просьбой о помощи и поддержке обращается профсоюзная организация управления внутренних дел города Северска Томской области. Дело в том, что руководство УВД крайне негативно отнеслось к самому факту создания профсоюзной организации, а после начала конкретных действий профсоюза, направленных на устранение нарушений действующего законодательства, заключение коллективного договора, - началось открытое преследование членов и лидеров профсоюзной организации. За небольшой период времени (менее года) уволены с нарушением трудового законодательства член Ревизионной комиссии Милюшин Е. В., член Координационного Совета Сунцов И. Н., профгруппорг отдела РУИМ Биднюк О. Я. По приведенным выше фактам разбирательство проводится в Северском городском суде и у профсоюза есть все основания полагать, что в конце концов справедливость восторжествует. Однако последние события вынудили нас обратиться к Вам, уважаемые единомышленники, с просьбой о поддержке. Дело в том, что в отношении председателя Координационного Совета Баланова О. В. возбуждено уголовное дело по надуманным обстоятельствам, поступают угрозы физической расправы. У Координационного Совета профсоюза практически нет сомнений в “заказном” характере данного уголовного дела и его направленности против профсоюзного движения в правоохранительных органах. Единственный наш шанс добиться справедливого и всестороннего рассмотрения дела - уведомить руководство прокуратуры о том, что данные факты стали достоянием общественности и разобраться с профсоюзом “по-тихому” не удастся. Просим вас, уважаемые товарищи, присылать письма протеста с требованием проверить законность и обоснованность возбуждения уголовного дела по следующим адресам: (...)

Председатель КС ПО Баланов Олег. Заранее Вам признательны, вместе мы победим!!!

Как реагировать на это письмо? А если бы его написали военные, омоновцы, фсбшники? Должны ли марксисты помогать им в решении социальных проблем, защищать от несправедливости? Ведь сотрудники “органов” порой терпят издевательства начальства, с ними поступают несправедливо, нарушают их права. А многие люди в погонах живут очень бедно. Вот, казалось бы, непаханное поле для борцов с несправедливостью и эксплуатацией! Но для чего созданы сегодняшние репрессивные органы? Нужно ли марксистам и пролетариям, чтобы сотрудники этих органов не знали социальных проблем?

Среди имущих классов и их прислуги часто случаются конфликты. Кто-то оказывается обманут, кто-то обделен. Но это проблемы ИХ класса! Чем больше таких конфликтов, тем глубже трещины в стене, которую нужно свалить.Хороши будут марксисты, добивающиеся социальных льгот или повышения зарплаты для спецслужб - чтобы те лучше делали свое дело, а их репрессии были эффективнее.

Кстати, сталинистские партии часто так и поступают. На “радость” рабочим. Надеемся, при случае, пролетарии объяснят лидерам таких “рабочих партий” кто такие менты, кому они служат, что ждать от них простому человеку. Но, возможно, тут выяснится, что простой человек сам виноват - нечего нарушать ЗАКОНЫ и сопротивляться ГОСУДАРСТВУ...

Думается, лидер милицейского профкома рано выразил признательность “единомышленникам”. Побеждать мы будем совсем не вместе.

Редакция “ЛП”

 

* * * * *