[Начальная]    [1] [2] [3-6] [7] [8] ____________________________________________"Левый поворот" №16


—————— равнение налево ——————

В Греции все есть!

Эта страна уже много лет является одним из крупнейших в Европе очагов массового левого движения. Греческие левые, конечно, не застрахованы от общеевропейских политических болезней. Но многие вопросы эпохи глобализации они научились решать практически образцово. За этим стоит крепкая пролетарски-классовая основа левого движения страны.

От греха подальше

В дни Европейского Социального Форума в Афинах в мае 2006 года во время массовой демонстрации, традиционно завершающей работу таких форумов, произошло весьма интересное событие. С моей точки зрения, его можно считать характерным для Греции и традиций ее рабочего движения.

В ходе демонстрации произошли столкновения группы анархистов с полицией. Большинство демонстрантов, число которых доходило до 50 тысяч, вовсе не было склонно к насилию. Но слезоточивого газа хватило всем. Мы видели, как по ходу шествия демонстрантов перегруппировываются силы полиции, ждали новых атак в отместку за анархистские поджоги и погромы. Готовились к худшему. Однако где-то в середине шествия полиция и ее спецназ ретировались в закоулки и дворы, оставив мощный кордон только у зданий американского посольства и штаб-квартиры самой полиции. Что же случилось? Позже выяснилось, что к месту демонстрации подошла колонна греческих железнодорожников, что многократно увеличило силы демонстрантов. Полиция предпочла отойти от греха подальше. Кроме этого, другие профсоюзы Греции также выделили своих активистов для участия в демонстрации. Мы увидели на практике то, что называется «организованным рабочим движением».

Греция давно уже известна как своими давними левыми традициями, так и наступательным характером рабочего движения. Наличие здесь мощных профсоюзов, а также политических партий различных оттенков левого спектра давно сделало Грецию своеобразной лабораторией, где проходит обкатку левые течения Западной Европы.

Левые: слова и дела

Крупнейшими и самыми мощными левыми партиями в Греции являются ПАСОК, или Всегреческое социалистическое движение, Компартия Греции (ККЕ) и Коалиция левых и прогрессивных сил «Синоспизмос».

ПАСОК официально была создана как массовое политическое движение в 1974 году. Оно включило в свои ряды известные ранее левые группы и партии некоммунистического толка, а также некоторых леволиберальных активистов. В начале 1980-х годов эта партия получила второе место на парламентских выборах и вскоре стала правящей. На протяжении последних двадцати пяти лет ПАСОК периодически сменяет в правительстве крупнейшую партию правого толка – Новая Демократия. По сути, политическая система Греции является двухпартийной, где ПАСОК и Новая Демократия соревнуются в борьбе за власть.

Победы партии на парламентских выборах и приход к власти в периоды 1980-1989, 1990-1996 и 2000-2004 г. стали для нее настоящим «испытанием». Представляется, что такого испытания властью партия не выдержала - ей пришлось отказаться от многих первоначальных целей. Она отказалась от лозунга выхода из НАТО, от многих других установок и целей своей политической «молодости». В частности от принципа «социализации экономики». По сути, партии пришлось играть по правилам, которые не она устанавливала…

Возглавлял ПАСОК с момента ее создания ныне покойный Андреас Папандреу, сын Георгиоса Папандреу - известного в 50-60-е годы либерального политика. В настоящее время лидером партии является Костас Симитис, бывший премьер-министр Греции.

Программа ПАСОК отличается эклектичностью. С одной стороны, идеологически партия задумывалась как левая альтернатива правому и крайне правому движению в Греции. А оно также имеет сильные традиции - достаточно вспомнить диктатуру «черных полковников» в период 1967-1974 г.г. С другой стороны, ПАСОК также должна была противостоять и коммунистам, влияние которой после краха военной диктатуры усиливалось.

Основной идеологической установкой партии является борьба за социализм «с греческой спецификой» мирными средствами - через пропаганду среди населения, работу в массовых организациях и путем парламентской борьбы. Идеология ПАСОК отвергает «социализм» в странах «реального социализма» как пример для подражания. В организации справедливо полагают, что в указанных странах социализма не было. По сути, идеология партии – это своеобразный коктейль лево-социалистических и реформистских идей. О марксизме упоминается вскользь как об «одной из идеологических традиций» партии. Тем не менее, левое крыло партии является довольно мощным и оказывает значительное влияние на принятие партийных программ.

Политическое влияние ПАСОК остается достаточно сильным. Однако в рабочем и профсоюзном движении оно заметно ослабло в последние годы. В довершение ко всему, многие «министры-социалисты» из ПАСОК оказались замешанными в коррупционных скандалах. Впрочем, греческие социалисты отнюдь не первые в этом плане. По части коррупции их уже давно «переплюнули» социалистические и «социнтерновские» партии других стран Европы, не говоря уж о коммунистах, успевших «сходить во власть».

С момента начала своей деятельности ПАСОК вошла в Социнтерн. Тем не менее, на фоне западноевропейских социал-демократов греческие социалисты выделяются своей большей радикальностью.

ПАСОК не избежала расколов. Причем, вскоре после своего возникновения. Так, в 1984 году возникла новая организация – Борющаяся Социалистическая Партия Греции. Члены новой организации были крайне недовольны отходом лидеров ПАСОК от первоначальных целей и установок. Партия выступает против участия Греции в НАТО и ЕЭС, за социализм, понимаемый как самоуправление вместе с соблюдением социальных и политических прав граждан. В настоящее время партия частично распалась, частично организационно перешла в новую левую коалицию Синоспизмос.

* * *

Компартия Греции имеет длительную и драматическую историю борьбы, сопровождавшуюся значительными победами и еще большими поражениями. Окончательной целью партии, как и ранее, является строительство социализма. Путь к построению социализма, согласно программе ККЕ, лежит через несколько этапов борьбы: антиимпериалистический, антиолигархический, антикапиталистический, и через борьбу за национальное освобождение(!). О греческой специфике ничего не говорится, зато много говорится о «марксизме-ленинизме» и «диктатуре пролетариата». Бывшие страны социализма во главе с СССР идеологами ККЕ рассматриваются как «страны начальной стадии» социализма! И только «подрывная работа международного империализма» помешала этим странам построить «подлинно социалистическое общество».

Организационно Компартия возникла в 1918 году. В начале эта была сильно полевевшая Социалистическая рабочая партия, основанная еще в 1896 году, которая присоединилась к III Интернационалу. Однако вскоре после этого в партии начались расколы. К концу 1930-х годов она была загнана в подполье. Тем не менее, в своей деятельности всегда опиралась на массовое профсоюзное движение.

Сильнейшим ударом для партии стало поражение левых в гражданской войне в период 1946-1949 г.г.. По сути, греческие левые, победившие в партизанской войне против немецко-итальянских оккупантов в период Второй мировой войны, оказались брошенными Сталиным на произвол судьбы в условиях «холодной войны». Вмешательство американцев на стороне греческих правых довершило дело. Компартия, бывшая после войны сильнейшей политической силой в Греции, была вновь загнана в подполье. Ирония истории и одновременно трагедия греческих коммунистов заключалась в том, что они были не нужны Сталину в большой геополитической игре, которую он вел в послевоенный период. Те коммунисты, которые эмигрировали в СССР после окончания гражданской войны, были репрессированы.

Трагической оказалась судьба Никоса Захариадиса, бывшего на протяжении многих лет Генеральным Секретарем Компартии Греции. В СССР его послали руководить леспромхозом. А затем и вовсе сослали в Сургут, исключив сначала из членов ЦК, а затем и из рядов самой партии. Он покончил с собой в 1973 году, повесившись в своей сургутской квартире, но оставшись преданным делу «марксизма-ленинизма» и Сталина. По рассказам знавших его, во всех своих бедах он винил Хрущева и XX съезд...

В конце 60-х – начале 70-х годов КПГ (ККЕ) претерпела новый раскол – от нее откололась КПГ (внутренняя). Члены новой организации были не согласны с просоветской политикой КПГ и склонялись к еврокоммунизму. Этот раскол нанес сильный удар по авторитету и влиянию ККЕ. Ведь только из ее ЦК была изгнана почти половина членов.

После краха «восточного блока» и развала СССР влияние греческих коммунистов значительно ослабло. В настоящее время ККЕ пользуется определенным влиянием среди профсоюзов и имеет «свое» профобъединение под названием ПАМЕ, что означает «Идем вперед!». Оно является третьим по массовости греческим профсоюзом, хотя численность ПАМЕ уменьшается.

Попытки ККЕ инициировать забастовки не дали желательных для коммунистов результатов, что подчеркивает факт падения популярности партии. Но на протяжении последних тридцати лет ККЕ получает не менее 10% голосов избирателей.

В работе Европейского социального форума ККЕ не участвовала, посчитав его «форумом реформистов и ревизионистов».

* * *

Возникновение новой геополитической ситуации после Второй мировой войны и кризис стран «реального социализма» не могли не оказать свое воздействие на греческих левых. Ослабление влияния компартии и образование «вакуума» на левом фланге в 1970-х г.г. привело к возникновению левых организаций дистанцировавшихся от просоветских коммунистов и просоветского блока. Коалиция «Синоспизмос» (Коалиция левых и прогрессивных сил) является самым ярким примером такой тенденции. К числу таких движений можно отнести и Левую партию Швеции, Народную социалистическую партию Дании, Коммуниста Рифондационе в Италии и др.

Организационно коалиция возникла в 1989 году. В ее создании активно участвовала ККЕ. Однако в дальнейшем пути этих двух течений разошлись. В ряды организации вошла часть бывших коммунистов, разочарованных политикой своего руководства и ортодоксальной «марксистско-ленинской» идеологией и бывших членов КПГ (внутренней). А также тех, кто вышел из ПАСОК, будучи недовольным политикой ее руководства. В коалицию входят также представители экологических групп. По сути, она объединяет широкий спектр левых активистов, которые левее ПАСОК и «зеленых», которые разделяют многие левые ценности и традиции.

Не случайно идеологией коалиции стали самые различные идеологические концепции – от «традиционно» марксистских до еврокоммунистических и «экологистских». Идеология партии складывалась под влиянием элементов учений К. Маркса, В. Ленина, А. Грамши, Луи Альтюссера, Никоса Пулантсаса, Эрика Хобсбаума, Ноэма Хомского и философии Франкфуртской школы. Коалиция характеризует себя как «радикальная левая партия, воодушевляемая идеями обновления коммунистического и широкого левого движения в Греции и Европе». Она борется за единство левых и экологических движений с целью создания стратегического альянса. В программе коалиции записано, что она всячески стремится к расширению связей с другими левыми партиями и движениями на основе уважения права каждого иметь свои взгляды. В Социнтерн не входит, и, по имеющейся информации, даже не предполагает туда войти.

Целью коалиции также является движение к социализму по мере созревания объективных предпосылок для него(!). Однако определение того, что такое социализм в Хартии коалиции отсутствует. Говорится в основном об экономическом и политическом самоуправлении, «социализации производства» и широкой демократии. Одними из основополагающих принципов коалиции является антимилитаризм, движение против НАТО и американского доминирования в мире.

«Синоспизмос» участвует в выборах на всех уровнях законодательной власти и имеет немногочисленных представителей в европейском и национальном парламентах, в местных органах самоуправления. В греческом парламенте коалиция имеет 7 мест, а на уровне муниципалитетов она третья по влиянию политическая сила.

Коалиция и участвует в движении Европейских Левых и Зеленых, которые ежегодно собираются на свой всеевропейский конгресс. Она принимает участие в деятельности правозащитных и профсоюзных организаций, не претендуя, однако на «руководящую и направляющую» политическую роль. Организация участвует в борьбе против неолиберальной глобализации.

Судя по первому, очень приблизительному ознакомлению с программой и практикой этой коалиции, ее социальной базой является «широкий альянс трудящихся». По видимому к нему относятся как наемные работники всех секторов экономики, включая преподавателей школ и ВУЗов и другие категории, например «самозанятых».

Активисты движения принимали живейшее участие в проведении ЕСФ.

* * *

Есть в Греции и другие левые. Самые крупные среди них – троцкисты самых разных оттенков. К примеру, это последователи концепции «деформированного рабочего государства», представленные группой «Ксегинима» (что можно перевести как «начало»). У них тоже есть «свое» профсоюзное образование, хотя и весьма немногочисленное.

Довольно широко представлены последователи теорий «госкапа». В частности, греческое отделение Социалистической рабочей партии («клиффисты»), возглавляемые Паносом Гарганасом и Марией Стиллу. Эта партия возникла в 1968 году в борьбе против военной диктатуры и является частью Международной Социалистической Тенденции. В парламенте и в органах местного самоуправления не представлена. Издает газету «Рабочая Солидарность». Предпринимает попытки распространять свое влияние среди профсоюзов. Однако и эта организация не избежала расколов. В 2001 году от партии откололась группа под названием «Интернационалистская Рабочая Левая Группа» (DEA).

Эти партии и организации борются за влияние в рабочем и студенческом движении, прежде всего в профсоюзах. Все они борются и друг с другом. На форуме в Афинах мы стали свидетелем столкновения между двумя группами греческих левых во время демонстрации. Спор шел за место в колонне – кому первым идти, а кому позади!..

В Греции также есть сталинистские и даже маоистские группы. В частности группа с громким названием «Революционная Коммунистическая Партия», отколовшаяся в конце 1980-х г.г. от ККЕ. Есть также Революционная Коммунистическая Организация, и Коммунистическая Партия Греции (марксистско-ленинская). Однако сколько-нибудь значительным влиянием в рабочем движении они не пользуются.

Нужно также упомянуть и сильное анархистское движение. Анархисты в Греции имеют давние традиции «борьбы против государства» и представляют собой «ударную силу» европейских крайне левых радикалов. Мы уже говорили как действуют анархисты. Однако насколько это идет на пользу левому и рабочему движению не совсем ясно…

В Греции существуют сильные студенческие организации, в основном склоняющиеся к левому движению. В 1973-74 годах именно студенты стали душой и политическим центром движения против военной диктатуры. С тех пор студенты всегда были в Греции неотъемлемой частью широкого политического движения за демократию и неучастие в НАТО.

Профсоюзы: равнение на независимость

Греция перестала быть поставщиком дешевой рабочей силы в «богатые» страны Западной Европы. Она сама стала одним из центров привлечения дешевой рабочей силы тех, кто стремится осесть в Европе. Давление дешевизны такой рабочей силы на рынке труда, как впрочем, и давление всего того, что называют «глобализацией», ощущается всеми греками. Закрываются многие предприятия, капитал «улетает» в другие страны. Усиливается конкуренция на рынке труда, снижается уровень зарплаты, растет сектор услуг, где зарплата в целом ниже, чем в промышленности. В этих условиях профсоюзы ведут активную кампанию за привлечение в свои ряды иммигрантов, которых становится все больше. У здешних профсоюзов достаточно влияния и опыта, чтобы решать проблему мигрантов не через деление, а через умножение сил пролетариев.

Сильные и организованные профсоюзы, за влияние на которых соперничают различные политические движения, представлены двумя крупными и несколькими небольшими объединениями. Крупнейшим профсоюзным объединением является Всеобщая Конфедерация Греческих Трудящихся (GSEE). Она вышла из послевоенной Всегреческой Конфедерации Труда. Объединяет в своих рядах около 500 тысяч человек. Является частью Международной Конфедерации Свободных Профсоюзов, поддерживает достаточно нейтральные отношения со всеми левыми партиями. Хотя на протяжении длительного времени наиболее тесными были ее связи с ПАСОК. В последнее время отношения между ними ослабли, а влияние альтернативных левых возросло. GSEE выступает против экономической и социальной либерализации и неолиберальной глобализации. Это, безусловно, усиливает идеологическую «левизну» этого профобъединения.

Второй по величине и влиянию является Конфедерация Государственных Служащих (ADEDY), объединяющая почти 300 тысяч человек. Она создана после падения военной диктатуры. Входит в Европейскую Конфедерацию Профсоюзов. Идеологически не примыкает ни к какой партии - ни к правой, ни к левой. Но в повседневной борьбе Конфедерация преследует те же цели, что и остальные левые силы Греции. Выступает против участия в НАТО, но призывает «признать» послевоенные политические реалии, в частности участие Греции в европейских экономических и надгосударственных структурах.

Существуют и другие небольшие профсоюзные организации, созданные при участии левых партий. Крупнейшей из таких организаций является уже известная нам дочерняя организация компартии ПАМЕ. Она объединяет до 40 тысяч человек. Но формально ПАМЕ остается независимой от партий структурой.

Характерно, что крупнейшие акции в защиту социальных и экономических прав трудящихся инициируются именно профсоюзами. Так, всеобщие забастовки, которых за последние пять лет было не менее трех, проводились совместными усилиями обоих крупнейших профсоюзов. Как правило, основные левые партии, за исключением ККЕ, принимали в них активное участие. Но не как «ведущие и направляющие», а как часть общего движения.

Греческие профсоюзы, за исключением ПАМЕ, принимали самое активное участие в проведении ЕСФ и помогли сдержать атаки полиции во время финальной демонстрации.

Сразу после нашего отъезда из гостеприимной Греции ее потрясла очередная всеобщая забастовка. Затем начались студенческие волнения. Греция вернулась к будням.

Ю.Симонов. Петербург

—————— есть мнение ——————

Гости из будущего

Весной 2004 года в Интернете появился левый проект «2084.ru». Его цель - поддерживать все начинания, приближающие общество к коммунизму. В том числе коммунистическую фантастику. У проекта (его сайт www.2084.ru) - целый банк идей и два десятка активных участников с большими планами на будущее. О сути и деталях оригинальной коммунистической инициативы корреспонденту ЛП рассказал администратор интернет-проекта «2084.ru», член МГК КПРФ, секретарь по идеологии МГК Союза коммунистической молодежи, руководитель инновационного отдела при МГК СКМ РФ Игорь Герасимов.

- Игорь, откуда у проекта такое необычное название?

- Мы, организаторы проекта, долго думали, какое имя лучше дать новому проекту. И вот решение пришло внезапно. Я предложил назвать сайт в честь культового советского фильма о светлом будущем – «Гостья из будущего» по сценарию Кира Булычева. Дата, в которую из последнего предперестроечного года отправляется один из главных героев фильма, как раз 2084-й год. Интересно отметить, что в оригинальной повести Булычева «Сто лет тому вперед» этот герой носил фамилию Наумов, а в фильме – Герасимов, как и я. Конечно, это случайное совпадение, но все равно приятно, фильм стал для меня особенно близким.

- Каковы цели проекта? Что рассчитываете получить, так сказать, на выходе?

- Цели проекта – сделать сайт «2084» чем-то вроде ядра нового поколения борцов за светлое будущее, его строителей, тех, кто нацелен на конструктивную работу, а не на слезные стенания по поводу утраты «советского рая». В нем нет четкой программы и тем более оргструктуры. В нем мы постарались, собрав в одном месте статьи, проекты, информацию о новых технологиях, образы художественных произведений, общественно-политические инициативы, передать атмосферу нужного нам грядущего, его образ, «матрицу», по которой проект безошибочно находят нужные нам люди. Это главная задача. Различные конкретные проекты, которые могут брать на себя участники содружества «2084», - это «производные» от сверхзадачи.

- Что-то реальное уже сделано?

- Сейчас, например, формируется рабочая группа из программистов, которые ставят задачу разработать интеллектуальную систему общественного самоуправления, универсальную интерактивную базу знаний («Гибридный интеллект»). Очевидно, что эта инициатива пересекается с идеей киевских «новых левых», с которыми я познакомился недавно, возрождения проекта выдающегося советского кибернетика Виктора Глушкова «ОГАС» (Общегосударственная автоматизированная система).

Большое внимание уделяется новым технологиям: от энергетики - здесь представляет несомненный интерес разработки Николы Теслы - до коммун, альтернативных поселений, внутригородских территориальных общин. В общем, все то, что способствует освобождению людей от воли богачей, властителей и прочих «сильных мира сего», узурпировавших право вершить судьбу каждого в своих шкурных интересах.

Активисты представляют различные проекты и движения, которые, в принципе, могут дополнять друг друга - по новым информационным технологиям (интерактивные системы самоуправления), по новым экономическим отношениям (народные предприятия, метод Чартаева), по новой педагогике («коммунарское» движение), по наделению человека новыми физическими и интеллектуальными возможностями (трансгуманизм).

Недавно в Москве впервые собрались на совещание несколько довольно заметных активистов движений, выступающих за прогресс по различным направлениям. Проходило это как встреча активистов различных прогрессивных общественных течений с писателем Максимом Калашниковым. Он в своих последних работах открыто отстаивает тезис Маркса о соответствии производительных сил и общественной формации в довольно своеобразной форме - описанием разработанных в России прорывных технологий, способных изменить способ производства и самого человека. Он первым вышел на меня и предложил организовать эту встречу. Цель сбора - для начала определить образ будущего желаемого общества, каким его видит каждый, попытаться найти точки соприкосновения, в перспективе выработать общую стратегию.

- В чем Вы видите ценность коммунистической фантастики для реального левого движения? Стоит ли вообще отвлекаться на это?

- Ценность коммунистической фантастики проявляется особенно ярко именно сейчас, в эпоху, когда начался переход от индустриальной эры, соответствующей капитализму, к чему-то качественно новому. Очевидно, к интеллектуальной, информационной, творческой, новаторской эре. Туда, где главной движущей силой социального развития будет свободная творческая деятельность людей. Есть все основания полагать, что такая эра – эра торжества разума и высоких технологий – наступит уже при нашей жизни. Поэтому столь важно иметь в виду образ этой эры, пусть и не в строго научном, но для начала в литературно-художественном представлении. Идеологи научного коммунизма и фантасты, описывавшие коммунизм, по сути, делали одно и то же дело, только разными методами. Идеи наиболее выдающихся писателей-фантастов, например, Ивана Ефремова, служат знаменем для объединения коммунистов нового, постсоветского поколения.

- Вы говорите о коммунистах. Что для Вас коммунизм?

- Сначала – о том, как нельзя понимать коммунизм. Под словом «коммунизм» иногда понимают тот общественный строй, который существовал и еще существует в ряде стран, когда ими правили партии, называемые «коммунистическими». Кое-кто полагает, что коммунизм – это построенное под централизованным верховным руководством идеальное общество, где каждый наделен своей четко определенной функцией. То есть они переносят практику реальных обществ под руководством компартий с их абсолютной плановостью и централизацией на коммунистическую эру. Но это будет не коммунизм, а муравейник. Иван Ефремов в «Часе Быка» дал хлесткое определение такой тенденции общественного развития: «муравьиный лжесоциализм».

Мы считаем, что коммунизм - это общество свободных творцов, которые сами ставят себе задачи и добиваются их реализации, вооружившись всей мощью науки и технологий. Материальную работу полностью берут на себя неодушевленные средства производства. Таким образом, труд в прежнем понимании, как вынужденная необходимость, упраздняется навсегда. Каждый человек полностью обеспечен всем необходимым для жизни в нужном количестве – как материальными предметами, так и информацией. Из естественного природного вещества в любом месте можно изготавливать любые материальные предметы, «образы» которых есть в едином информационном пространстве коммунистической цивилизации. Жилища людей полностью энерго- и материально независимы. Человечеству принадлежит единая информационная сеть, хранилище знаний человечества и коммуникативное пространство. Главный «задающий» фактор управления – само общество, каждый из людей, их общая воля. То есть, реализованы принципы прямой демократии, функционирующей в режиме реального времени. Каждый человек может с помощью системы создать новую информацию, внести свой вклад в «копилку», единый «мозг» цивилизации. Это и есть реализация принципа «от каждого по способности – каждому по потребности».

Как предсказали основоположники научного коммунизма, это общество будет царством Свободы. Навсегда уйдет в прошлое каждодневная изнуряющая борьба с препятствующими развитию человека «внешними» враждебными обстоятельствами, человек станет полностью независимым от "судьбы". У людей не будет потерь и неудач, каждый сможет реализовать все свои замыслы и мечты – если только, конечно, они не направлены на ущемление свободы других людей. Все то, что доступно произвольно взятому одному человеку, станет доступно и любому другому, если он этого пожелает. Это касается не только «внешних» благ, но и самого человека. Отойдет в прошлое зависимость от «случайностей» в приобретении личных качеств человека. Человек сможет сам выбирать и быстро овладевать желаемыми физическими и эстетическими качествами, психологическими свойствами, знаниями и навыками. Разумеется, человеку станет доступно абсолютное и неограниченное по времени здоровье, то есть личное бессмертие. Человек станет полностью свободным от "воли судьбы". То есть это преодоление отчуждения всех видов: от внешнего мира, от других людей и от самого себя.

Коммунизм – это и постоянное расширение среды проживания человечества, постоянное познание природы и ее преобразование. Коммунистический человек становится властелином Вселенной.

- В определении коммунизма акцент у Вас как-то смещен на нематериальные сферы, на информацию. Но чтобы получать и передавать информацию человек, должен сначала поесть, удовлетворить другие материальные потребности. Да и сама информация нуждается в каких-то материальных вещах. Скажем, в компьютерах. А все это дает только материальное производство...

- Согласен с утверждением ильенковца, Андрея Майданского, что коммунизм победит тогда, когда доля интеллектуальных затрат в продукте составит 90% и более. Никто не говорит, что материального производства быть не должно. Просто материальное производство все более автоматизируется, и со временем оно станет второстепенным по сравнению с интеллектуальным.

- Кого вы посоветуете читать тем, кто захочет найти прообраз коммунизма в книгах фантастов? Какое из произведений коммунистической фантастики произвело на Вас большее впечатление?

- Прежде всего, рекомендую обратиться к творчеству Ивана Ефремова. В его книгах в наиболее полной форме приведены размышления о социальных, морально-нравственных и философских основах коммунистического общества. Его роман «Туманность Андромеды» – достаточно детальное описание коммунизма, не имевшее до этого аналогов. А роман «Час Быка» представляет собой описание попавшей в тупик цивилизации, где остановлено развитие и увековечено деление общества на «господ» и «рабов», и пути выхода из этой ситуации. Регулярно рекомендую молодым активистам читать этот роман, и все они в один голос заявляют после прочтения, что он исключительно актуальный, буквально про наше время, про наше общество.

Интересен и цикл фантастических повестей братьев Стругацких о коммунизме – начиная с книги «Страна багровых туч» и заканчивая книгой «Волны гасят ветер». Здесь показано развитие коммунистической цивилизации на протяжении нескольких веков – главным образом, развитие техники и космическая экспансия человечества, помощь низкоразвитым цивилизациям.

Детальное описание коммунизма можно встретить и в масштабной трилогии Сергея Снегова «Люди как боги», соединившей черты социальной и боевой космической фантастики. В трилогии описаны, в частности, основные принципы единого информационного пространства коммунистической Земли. Оно способно мгновенно предоставлять человеку исчерпывающую информацию по любому вопросу, в полном объеме обеспечивать его жизнь и безопасность, аккумулировать и реализовывать полезные инициативы любого члена общества.

- Вы говорили о новых технических и прочих наработках. Но для их реализации и массового внедрения нужен капитал. А капитал живет по своим законам и они противоположны коммунизму. Как тут быть?

- Как я упомянул выше, у нас есть инициатива создания информационной системы, которая объединила бы значительное количество потенциальных потребителей и производителей. Они могли бы действовать согласованно. Концентрации ресурсов для внедрения нового можно добиться, думаю, не только с помощью чисто капиталистических методов.

- В ваших материалах встречается понятие "прогрессор". Что это значит?

Понятие «прогрессор» взято из фантастических художественных произведений. Оно обозначает специалиста, который является тайным представителем инопланетной высокоразвитой (коммунистической) сверхцивилизации в цивилизациях более отсталых, еще докоммунистических. Прогрессор, вооруженный знанием цели развития общества и научно выработанными законами развития, старается содействовать социальному прогрессу. Или, по крайней мере, не допускать развития событий по грозящему деградацией, гибелью сценарию. Очевидно, что в некотором роде прогрессорами могут быть названы те общественные активисты и ученые, которые сознательно и целенаправленно способствуют развитию технологий и общественных отношений в направлении коммунизма.

- Получается, коммунист, по определению, должен быть прогрессором.

- К сожалению, не все члены традиционных компартий являются прогрессорами. Так же как многие настоящие прогрессоры формально беспартийны. Мы сейчас находимся в такой фазе, когда левые движения, соответствующие прошедшим этапам пути к коммунизму, уже на излете, хотя и олицетворяют собой стремление к социальной справедливости. А новые левые движения, олицетворяющие дальнейший прогресс, только-только формируются. Но их развитие продиктовано объективной необходимостью и потому неизбежно.

- Все, что Вы пишите о проекте, подразумевает необходимую, но, по сути, эволюционную работу. А как Вы относитесь к социальной революции? Считаете себя революционером?

- Безусловно. Эволюционная работа - лишь подготовка к революции:

структурирование социальной базы, накопление сторонников и ресурсов, пропагандистских возможностей, авторитета. Прототипы новых социальных структур и отношений должны вызреть в недрах нынешнего строя, как это было с капиталистическими отношениями при феодализме. Когда старая власть станет тормозом для дальнейшего развития общественных отношений, когда новое станет достаточно сильным, тогда политическая революция необходима - в том числе и в форме насильственного свержения существующей власти.

- Как к вашему проекту отнеслись в КПРФ и СКМ? Насколько там интересуются коммунистической фантастикой и вообще коммунизмом?

- Против, конечно, не выступает никто. В худшем случае относятся скептически – те, кто занят текущей протестной борьбой. Кое-кто наши инновационные инициативы называет «научно-фантастическими». Жаль, конечно, что многие члены коммунистической партии считают коммунизм чем-то из области фантастики. Но и с такими можно и нужно работать. А в основном, к счастью, со стороны коммунистов к проекту проявляется интерес и доброжелательность. Молодые коммунисты регулярно заходят на сайт проекта, задают вопросы по существу. Некоторые проекты членов КПРФ и СКМ нашли и продолжают находить «приют» на нашем сайте.

Что же касается коммунистической фантастики – широко мыслящие коммунисты и комсомольцы проявляют большой интерес к такой литературе. Товарищам нужен образ будущего, то, к чему стремиться. И усилиями нового поколения коммунистов, я уверен, коммунизм шагнет со страниц фантастических книг в реальную жизнь.

Вопросы задавал Д.Суховский.

* * * * *