По степени “коричневости” своих фанатов уверенно лидирует московский “Спартак”. Многие его поклонники щеголяют со значками РНЕ или когда-то принадлежали к молодежным нацистским группировкам. Их политизированность нельзя переоценивать- для большинства это подростковая игра. Но нельзя закрывать глаза и на рост “футбольного” нацизма. Тем более, что им болеют и фанаты “пролетарских” команд- тех, что создавались на крупных предприятиях. К примеру, “Торпедо” или “Локомотив”.
Значительная часть футбольных дебоширов принадлежит к движению скинхедов. Это бритоголовые юнцы в армейских ботинках и куртках без воротников. Все это для того, чтоб было удобнее драться. Вообще-то, больше они ни на что не способны, даже на изучение истории своего движения. А этим стоило бы поинтересоваться.
Первые скины появились в конце 60-х на пролетарских окраинах Лондона. Это были левацки настроенные уличные банды. Парни понимали, что им не будет места под солнцем капиталистического мира. И потому ненавидели этот мир. Молодые пролетарии брили головы, одевали тяжелые строительные ботинки и отрезали на своих пиджаках воротники- чтобы за них не схватились в драке. Они нападали на буржуа, хиппи и неофашистов. Ребята слушали афро-карибскую музыку и создавали свои музыкальные стили. О глубине их левых взглядов, конечно, можно поспорить. Но они были одними из немногих, кто говорил тогда “нет” капитализму и нацистам.
Но с 80-х годов неонацисты перетянули бритоголовую молодежь на свою сторону. Не последнюю роль в этом сыграли различные музыкальные группы. А главное, бритые парни, как и все пролетарии, должны были конкурировать с иммигрантами за рабочие места. Понятно, что это не лучшая база для интернационализма. Однако уже в конце 80-х начинается возвращение скинхедов к своим истокам. В это время в США создается организация “SHARP”- скинхеды против расовых предрассудков. Со временем, движение перекачевывает в Европу и приобретает широкую известность. В начале 90-х появляется более левое объединение бритоголовых - RASH - красные анархоскины. Обычно каждая из группировок имеет свой журнал, свои музыкальные группы. Вообще, движение антифашистских скинов очень разнообразно: от пролетаристски настроенных групп до гей-скинхедов, от либералов до феминистов. Все эти ребята находились в непримиримом противоречии с нацискинами, что подтверждается жестокими боями на улицах европейских городов. Большинство и нынешних красных скинов не упрекнешь в излишней политизированности. Но парни ненавидят полицию, отстаивают права всевозможных меньшинств и твердо знают, что “капитализм- дерьмо”, а место нацизма - на помойке.
Внешне от наци- скинов их иногда отличает ношение левой, иногда советской символики и красных шнурков на ботинках. Нации же предпочитают белые шнурки. Красные скины есть в Германии, Англии, Чехии, Испании и многих других странах. По численности они уступают наци, но все же соизмеримы с ними по числу кулаков.
В начале 90-х на улицах российских городов стали появляться наци- скины. А года три назад и первые красные скинхеды. Последние пока проигрывают наци по численности и совершают лишь редкие уличные нападения на коричневых. Но в Интернете ожесточенные идейные бои уже идут “по всему фронту”. На сайте красных скинов http://www.redskin.newmail.ru есть раздел “отстойник”. Здесь собраны записи из гостевой книги сайта. Пишут в основном злобствующие наци (сохранены стиль и пунктуация оригинала - редакция “ЛП”):
“Красножопые пи...ры, сосите у хачей и ниггеров и у жидов не забудте пососать. Мудаки и сайт у вас уё...ый как вы. Всё что вы можете так это онанировать и сидеть в нете, а на деле вы лохи конченные. Я в Москве ещё не разу вас не видел, где вы пи...ры? Что клавиатурой х...й прижало а, или обоср...ись все? Вас всего то 1-2 и обчёлся а нас тысячи и мы вас всех переубиваем (если увидим)”.
“Ребята, мне действительно вас жалко - занимаетесь ерундой, косите под западных выродков. Неужели комм- интернационализм так глубоко вошел в плоть? Как можно не любить свой народ? Не петь ему и только ему песни? Не работать во благо своему Народу? Своим детям? Ведь твой Народ - твоя семья, я за него любому глотку перегрызу. Слава великой России!”. Или еще такое: “Если ты не за Белую власть, значит за чёрную. Кому быть в России Хозяином, если не русскому? Может еврею или рыжему хачу?”
Местом “содержательных дискуссий” между группировками скинхедов у нас, как и в Европе, часто становятся стадионы. Здесь ультраправые пока господствуют безраздельно. На Западе все иначе. Вот как описывает ситуацию один из авторов уже известного нам сайта: “Костяком хулиганов мюнхенской “Баварии” являются шарпы (скины против расовых предрассудков). В этом мог убедиться каждый, кто смотрел матчи Лиги Чемпионов с участием этого немецкого клуба: огромнейший транспарант S.H.A.R.P. украшал каждый стадион, где бы ни играла их любимая команда. И для Германии это не редкость, быть нациком и ходить на стадион, значит, подвергать свое здоровье серьезному риску.
Такая же ситуация в Англии. Фанаты клуба “Ливерпуль” прославились своими беспощадными расправами не только с фанами других команд, но и с фашиками...
Ситуация в голландском “Фейнорде” заслуживает отдельного внимания. Прежде роттердамские хулиганы были известны своими расистскими выходками. Например, они бросали бананы в чернокожих футболистов. Некоторым антирасистам, посещающим матчи, это так надоело, что они решили что-то предпринять. Они образовали группу “Болельщики “Фейнорда” против расизма” и приносили плакат с этими словами на каждый матч. Из своего собственного кармана активисты группы оплатили изготовление 10 000 наклеек с эмблемой клуба и антирасистским лозунгом. Результат был весьма обнадеживающим: футболисты публично высказались в поддержку данной акции, лидеры хулиганов также ее одобрили, администрация клуба расценила эту акцию как очень выгодную для клуба, журналисты различных телевизионных программ брали интервью у болельщиков-антирасистов, и расистские настроения сошли на нет. Главной мыслью группы активистов было то, что верность клубу не должна обязательно сопровождаться расизмом, особенно если учесть, что половина команды состоит из иммигрантов.
...Между тем сам клуб решил разработать антирасистскую программу действий. Для этого к эмблеме клуба было добавлено изображение рукопожатия двух рук белой и черной. После этого антирасистская группа заключила, что ее миссия выполнена, и самораспустилась”.
На наших стадионах до такого, конечно, еще далеко. Настроения в среде фанатов пока задают коричневые поклонники “Спартака” и ментовского “Динамо”. Но повод для осторожного оптимизма все же есть. Вернемся к мнению автора красноскиовского сайта: “Реальные антифагруппировки могут появиться на сегодняшний день только у двух российских клубов. Первый - это питерский “Зенит”. Фанаты “Зенита” не жалуют бонхедов (нацискинов - ред. “ЛП”), а авторитетные болельщики говорят о своем российском типе фаната, далекого от зарубежного образца - скинхеда. Питерские хулиганы рисуют кельтские кресты лишь потому, что считают их хулиганскими знаками, а не из-за предрассудков. К тому же питерские антифа часто принимают участие в драках против московских фанов, только из-за того, что там полно нациков.
Второй клуб - ЦСКА. Вот фанатам, какой команды предписано стать красными скинами - сам клуб к этому располагает”.
Так что, судя по всему, главные бои на футбольных полях еще впереди.
Идея “Каравана” предусматривала движение по берегу и сбор “пляжного” мусора. Все должно было происходить на глазах отдыхающих и под звуки импровизированного оркестра. Впечатление от акции планировалось усилить раздачей листовок против строительства на побережье газо- и нефтепроводов. В городах и поселках по пути “Каравана” должны были пройти концерты и беседы с местными жителями.
Приехавшая в лагерь публика являла собой пеструю смесь. Экологов представляли ребята из умеренных общественных организаций Новороссийска и Анапы. Вообще-то “зеленых” ждали со всей России. Но почему-то кроме этих никто не приехал. Зато неформалов было хоть отбавляй: из Питера, Липецка, Иркутска, Курска, из других городов и очень много из Москвы. Приехали и анархисты.
В первые дни “Караван” работал “по месту жительства”. Отдыхающие зауважали пеструю толпу, которая под звуки флейты собирала разбросанный ими мусор. Некоторые присоединялись к добровольным дворникам. А из расположенного неподалеку христианского детского лагеря даже стали приносить еду. Впрочем, нудистский пляж для многих был более интересен, чем уборка.
Перед выходом “Каравана”, у ночного костра собрался весь лагерь. Выступали экологи со стажем. Четко прозвучала мысль: во всех экологических бедах Черного моря виноват капитализм. Именно погоня за прибылью заставляет всемогущие корпорации вроде “Газпрома” убивать море газопроводами и нефтяными терминалами. И что как не прибыль подталкивает Минатом к транспортировке через Новороссийск радиоактивных отходов? Их и захоранивать собираются неподалеку- в Мостовском районе Кубани.
О том, что капитализм- могильщик природы говорили и привезенные в лагерь листовки. Одна из них рекомендовала: “Остановить этот всепожирающий механизм, который действует по всему миру, можно только посредством массового и активного общественного движения. Которое должно родиться не в кабинетах начальников, а в наших с вами кварталах и улицах, там, где мы живем и работаем. Оно должно опираться не на интересы бюрократов, капиталистов или политических клик, а на нужды и чаяния обычных тружеников”.
Впрочем, за исключением анархистов, листовка и критика капитализма мало кого интересовали. Тусовщики кривились- в этой среде политизированным быть не модно. Это вполне устраивало организаторов акции. Мол, идем мы мирно, политика нам не нужна, без нее спокойнее.
Путь “Каравану” предстоял нелегкий. Еды хронически не хватало, на одной из стоянок ребята отравились некачественной водой. А в довершение, в приморском поселке тусовщики схлестнулись с администрацией одного из пансионатов, а затем и с местной братвой. Все закончилось масштабной дракой, после чего “Караван”, фактически, был свернут.
- Зато сколько в эти дни в наших палатках зародилось жизни! - напоследок утешал товарищей один из участников акции.
Хорошо, сумели хоть это.
В этом районе к берегу выходит “труба” строящегося газопровода “Голубой поток”. По дну Черного моря топливо пойдет в Турцию. У “зеленых” масса претензий к проекту. Одно из главных- у самого берега стройка упирается в лес. Там растет краснокнижная крымская сосна. Чтобы “труба” оказалась в воде, нужно вырубить 3 гектара соснового бора. Когда эта работа началась, перед лесорубами и появились полтора десятка экологов и анархистов. Они взобрались на отведенные под спил деревья и заявили, что не слезут, пока не прекратится лесоповал.
На ветках ребятам приходилось проводить весь день. Первое время это помогало. Но количество экологических протестантов позволило блокировать лишь периметр рубки. Рабочие начали обходить блокированные деревья и рубить соседние. Ребята даже становились под деревья, у которых работала бензопила. Но после того, как ствол просвистел в нескольких сантиметрах от головы одного из участников акции, от этой тактики отказались. Увещевания не помогали. Тем более, что валить лес прислали осужденных. От скорости работы у многих зависела скорость освобождения.
На 4-5 день стало ясно, что остановить вырубку не удастся. А тут еще появились стражи порядка и попытались арестовать участников акции. Но оказалось, что в лесу сделать это не просто. Все ребята благополучно вернулись по домам.
В начале лета место стройки посетил глава “Газпрома” Алексей Миллер. Он уверял кубанцев, что за вырубленный лес его фирма заплатит миллион долларов. Деньги обещано потратить на экологические цели.
- Деньги не компенсируют гибель живого. Деньги - это деньги, а природа - это природа- заявил в интервью “ЛП” один из организаторов акции протеста сопредседатель Социально-экологического союза Западного Кавказа Андрей Рудомаха.
Да и как власти потратят полученный миллион- большой вопрос.
“Женщины водного фронта”- это название организации, созданной женами портовых рабочих Ливерпуля для поддержки одной из самых продолжительных забастовок в истории рабочего движения Англии.
С того момента, когда портовики решили начать борьбу за восстановление на работе своих уволенных товарищей, женщины объединились, чтобы принять участие в конфликте, убеждая людей в необходимости борьбы, сборе средств для поддержки сопротивления. Кроме того, они наравне с мужчинами стояли в пикетах. Эта организация возникла из действий жен шахтеров-угольщиков, которые поддерживали своих мужей в их долгой борьбе.
При такой длительной забастовке портовиков (она продолжается уже 14 месяцев) сбор средств очень важен. Роль организации “Женщины водного фронта” с этой точки зрения очень важна. Привлекая детей и матерей докеров, женщины организуют лотереи, лото, праздники и другие мероприятия, чтобы собрать денежные и другие взносы. Кроме того, они устраивают акции поддержки, ставшие в Ливерпуле традицией. Во время переговоров портовиков с хозяевами они собираются около дверей и поют песни, сложенные в честь портовиков. Собрания, пикеты, демонстрации- это уже часть каждодневной жизни женщин.
Единство женщин в борьбе затронуло так же и их детей. Это общее дело многих из них. За этот год они изучили то, что в школах не изучают: рабочим за свои права необходимо бороться и важно, чтобы все рядовые трудящиеся были заодно.
Жанет Фокс- учительница. У нее двое детей. Она рассказывает, что их организация изменила жизнь всех женщин, участвующих в ее работе, которые друг друга раньше не знали, а в настоящее время удивляются, стоя в пикете и совместно выступая против полиции, что когда-то они были незнакомы. Борьба укрепила веру каждой женщины в свои силы: они познали, что не хуже мужчин могут руководить. Нас многому научила эта забастовка- сказала она. Жанет просила передать рабочим и читателям следующие слова: “ Мы должны объединиться, держаться вместе, выше поднять голову и бороться!”.