[Начальная]    [1] [2] [3] [4] [5] [6] ____________________________________________"Левый поворот" №15


——— правда жизни ———

НА КОНВЕЙЕРЕ

Я не знал вкуса жизни и цену денег пока не попал на ВАЗовский конвейер. Работа токарем на таком болотном заводе как Тольяттинский электротехнический завод не научила меня почти ничему. Кроме одного. На заводах мастер-рабовладелец “владеет” каждого из бригады, если захочет. Зарплату начисляет он. Поэтому он может ее начислить не в полном объеме, ничем этот поступок не мотивируя. Начисленные на бригаду деньги за сданную продукцию делит “совет бригады” в лице мастера и бригадира. Боже, я теперь боюсь что-то начальству сказать не так. И определившись на новую работу, стараюсь бегать “на цырлах” - то есть стремительно, со всем усердием.

Вначале поставил меня, значит, бригадир на термическую печь. Всё очень просто: беру дверную панель и прилепляю к ней ленту уплотнителя. Я радовался темпу и немного уставал. Радовался, что прикладываю свою руку к производству автомобиля, пусть и “Шевроле–Нива”. Надеялся, что бригадир заметит мое старание и больше будет платить. Хотя прекрасно знаю, что старания мало, важнее личные отношения с начальником.

На третий день бригадир привел меня к седому деду лет пятидесяти, в кепке. Мы познакомились. Анатолий Павлович обхватил сварочные клещи руками:

- Правая кнопка – сварка, левая – разжатие, - пояснил он. – Многие сначала путают кнопки, из-за чего брак делают.

Дядя Толя схватил один из клещей, и стал варить: при каждом нажатии на правую кнопку, рога клещей смыкались, гудели и иногда пускали струю искр в лицо. Пахло свариваемым металлом. Ах, приятный запах. Сварив одни точки, дядя Толя схватил другие клещи и снова повторил процесс сварки.

- На-ка попробуй! – передал он мне инструмент.

- А сколько, Анатолий Павлович, нужно сварить за смену?

(Норма на ВАЗе страшная штука, всегда недосягаема, как Вавилонская башня, и обязательна как пища каждый день).

- Восемьдесят штук.

Я принял ответ со смирением. Нужно сделать столько, сколько начальство сказало, а иначе все равно ты будешь не прав. Того, кто не справляется, накажут снятием отработанных часов.

Тяжело, неудобно держать клещи и ими маневрировать. Постоянно сварные точки получаются заломаными, из-за них считай вся дверь – брак…

Дядя Толя, делающий операцию передо мной, уже закидал стояк дверьми, и я не должен отставать. Я стараюсь быстрей двигаться, без остановок, без передыха, без лишних движений, типа почесаться или поправить вывалившуюся из брюк рубашку. Быстрее и быстрее. Боже мой, что я тут делаю?! Как я здесь оказался?

Обежав вокруг двери, хватаясь попеременно за клещи, ставлю одинаковые точь-в-точь знаки на металле. Дверь убираю, ставлю вторую, и все повторяется снова. Сколько время? О боже, только 12.30. Это ад! Нескончаемый ад! Время ползет, будто остановилось.

От кружения меня затошнило. Да еще однообразие такое, отупеть можно! Сколько время? Только 12.35! Я думал, прошло полчаса, а на самом деле только пять минут! “Ох-ох, что ж я маленьким не сдох!” – я пел эту злую песню, чтоб успокоить свою досаду.

С боку подошел пацан. По его лицу я определил, что человек он неплохой. Представился бывшим токарем, спросил как дела, откуда я к ним. Мы разговорились.

- Так мы, братец, с тобой почти родня! Да, токарная работа намного интереснее этой! Я уже жалею, что бросил ее! – признался я.

- Зря ты к нам устроился! Ты думал здесь хорошо платят, а на самом деле так же как у вас, - последовал ответ.

Мы на ТЭЗе думали, что только у нас так мало платят. А так платят ВЕЗДЕ…

Когда все кончилось, я сел на скамью в курилке и подумал: “Сейчас я сижу и мне вроде бы ничего не надо кроме как отдохнуть! Но ведь завтра этот ад повторится и так всю мою жизнь, если не буду учиться. Учиться, только учиться!” Но куда потом идти? Ладно, сбегу с конвейера, получу образование, устроюсь инженером - пролетарием умственного труда. Но получать буду так же, если не меньше. И какие же деньги дорогие, если таким тяжелым трудом зарабатываются всего 6 тысяч!

P. S. Теперь я перешел на другой участок. Но часто вспоминаю конвейер и особенно одну подробность. С утра бригадир рисует в журнале план: кто где стоит и сколько чего делает. Обычно, когда рабочих много, задание на смену - 120 дверей. Бывало, несколько раз писали больше, при том же числе рабочих, например 150 дверей. Но рабочие отказывались делать больше 120. Мотивировали это тем, что лишнее им не оплатится. Решение было индивидуально-коллективное. Это была ситуация, когда воля каждого созвучна воле всех. Сделав 120 дверей, все садились в курилку: кто играл в нарды, кто в домино. Ни угрозы мастера, ни истерики начальника участка, тут же прибегавшего и начинающего разборки, не помогали переубедить рабочих. Маленькое такое заявление о себе рабочего человека. Многое можно было изменить в нашей стране, если б рабочие заявляли о своих интересах не стихийно и в одиночку, а организованно.

Антон Пустовой.



Песня о проданном времени

Дождь из зарплат-премий
пусть на меня брызнет.
Я продаю время,
время своей жизни.
Чтоб не ходить голым,
чтоб не кусать фиги,
я продаю годы,
месяцы, дни, миги.
Я не сосу лапу,
я не бедняк, то есть.
Мне хорошо платят.
Я хорошо стою.
Деньги могу тратить
я не скупясь, смело.
Только чего ради?..
Впрочем, моя смена.
Время течет кровью
через мои вены.
Жизни кусок продан.
Больше не мой, верно?
Этот кусок жирный
знаешь куда дели?
Время моей жизни
перевели в деньги.
Вздулись на лбу жилы,
мысли бегут цепью.
Разве часы жизни
могут иметь цену?
Стоят ли, скажи мне,
деньги всего мира,
пусть не часов жизни,
хоть одного мига?
Я по утрам вою,
под бой часов мерный:
«Дайте же мне волю!»
Впрочем, моя смена.
Нету в огне брода.
Что я могу сделать?
Жизни кусок продан,
я получил деньги.
Я их могу тратить,
и будет так вечно,
этого, ведь, ради
мы и живем, верно?
Нет, это все - мифы!
Это - вранье, то есть!
Деньги всего мира,
разве они стоят?
Поднялся на небо
солнечный шар медный.
Что-то сдают нервы.
Впрочем, моя смена.
Время течет кровью.
Нету в огне брода.
Будь не века проклят
тот, кому я продан!
В. Платоненко.
«Черная звезда» № 2 2004 г.


——— объяснительная ———

ЖАРКОЕ ПО-КОММУНИСТИЧЕСКИ?

В лево-альтернативистской прессе можно прочесть статьи вегетарианцев о том, что коммунистическое общество не будет потреблять мяса. Ведь тарелка с мясным блюдом означает убийство какого-либо животного. Авторы статей считают, что гуманизм нового общества не сможет ужиться с этим...

Если сегодня кто-то отказывается от жаркого или шашлыка, это, разумеется, его личное дело. Речь идет об отказе, продиктованном идейными соображениями, а не советом врача. Но будет ли такой отказ обязателен для коммунистического общества? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним какова роль мясной пищи в человеческой истории.

Ответ мы находим в работе Фридриха Энгельса “Диалектика природы. [Статьи и главы]. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”: “Мясная пища содержала в почти готовом виде наиболее важные вещества, в которых нуждается организм для своего обмена веществ; она сократила процесс пищеварения и вместе с ним продолжительность других вегетативных (т. е. соответствующих явлениям растительной жизни) процессов в организме и этим сберегла больше времени, вещества и энергии для активного проявления животной, в собственном смысле слова, жизни. А чем больше формировавшийся человек удалялся от растительного царства, тем больше он возвышался также и над животными. Как приучение диких кошек и собак к потреблению растительной пищи наряду с мясной способствовало тому, что они стали слугами человека, так и привычка к мясной пище наряду с растительной чрезвычайно способствовала увеличению физической силы и самостоятельности формировавшегося человека. Но наиболее существенное влияние мясная пища оказала на мозг, получивший благодаря ей в гораздо большем количестве, чем раньше, те вещества, которые необходимы для его питания и развития, что дало ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение. С позволения господ вегетарианцев, человек не мог стать человеком без мясной пищи, и если потребление мясной пищи у всех известных нам народов в то или иное время влекло за собой даже людоедство (предки берлинцев, велетабы или вильцы, еще в Х столетии поедали своих родителей), то нам теперь до этого уже никакого дела нет”. А еще потребление мяса толкало человека к производству орудий охоты и этим выталкивало из животного мира.

Но вернемся в сегодняшний день. Как правило, авторы “вегетарианских” статей сочувствуют экологическому движению и весьма критично настроены к индустриальной городской жизни. Это можно было бы приветствовать, если бы их вегетарианские взгляды не были своеобразным продуктом именно современной индустрии. Действительно, подходить к пище с позиций морали позволяет лишь достаток продуктов, созданных современной сельхозиндустрией. По крайней мере, в более-менее развитых странах. Этот достаток и позволяет вегетарианцам отказываться от одних продуктов в пользу других. Кстати, порой это требует расходов, которые по карману не всякому пролетарию… А вот для живущего по законам природы первобытного человека пища была вопросом настолько “аморальным”, что порой он даже съедал другого человека.

Наши вегетарианцы, как правило, живут в крупных городах. Здесь они настолько оторваны от природы, что такое естественное дело как забой домашнего скота вызывает их протест. Между тем, именно для более близких к природе селян, это самое обычное дело. Они с детства наблюдают рождение и насильственную смерть животных (как домашних, так и диких) и знают, что природа установила этот круговорот гораздо раньше, чем появились вегетарианцы с их принципами.

Грядущий всемирный коммунизм, несомненно, покончит со всеми жестокостями сегодняшнего дня. В том числе, в отношении домашних животных и природы вообще. На фермах и птицефабриках домашнему скоту обеспечат более естественные и здоровые условия жизни. Ведь если экономика отбросила товарно-денежную форму, ей уже не нужно гнаться за снижением издержек в ущерб всему остальному. Тем не менее, коммунизм будет подходить к вопросу мясной пищи без предрассудков утонченных горожан индустриальной эпохи. Производство мяса будет определяться объективными потребностями человеческого организма. При этом, человек преодолеет деление на физический и умственный труд, горожан и селян. Мясное блюдо станет не самоцелью и не грехом, а только необходимым элементом здорового питания.

К. В.
* * * * *