——— как это было? ———
Из фондов Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга
ОТ РЕДАКЦИИ
Через призму политический беззубости нынешнего пролетариата чуть ли не все пролетарии столетней давности кажутся революционерами. А столицей революционного пролетариата России тогда, естественно, был Петербург. Но материалы петербургского исторического архива показывают, как непросто рабочие обретали революционное лицо. И все же питерский пролетариат стал главным боевым отрядом Великого Октября --- рабоче-крестьянского апогея величайшей буржуазно-демократической революции (февраль 1917 – начало 20-х годов) с её мощным пролетарским потоком. Но в начале ХХ века пролетарии не смогли вырваться за рамки эксплуататорского общества. Неграмотность, культурная отсталость, забитость тяжелым трудом помешали им изжить наемный труд и государство.
И сегодня в России еще сохраняются многие из тех барьеров, которые тормозили политическое развитие пролетариев прошлого. Привычка же надеяться на “доброго царя” за советские годы только укрепилась. Но рядом с этим неуклонно развиваются условия, которые позволят пролетариату по-коммунистически изменить себя и общество. Наемные работники стали культурнее, образованнее, у них больше свободного времени, шире кругозор, новые средства связи позволяют им разорвать местную ограниченность и т. д. А значит, у них появляется реальная возможность сделать прорыв, который оказался не по силам пролетариям прошлого. Конечно, перечисленные условия еще не гарантируют победу коммунизма, они “только” создают для него объективные предпосылки. Пролетариям предстоит умело ими воспользоваться...
Из доклада С.-Петербургской уездной и пригородной полиции от 7 апреля 1877 года
“Масса рабочих, прибывающих постоянно из деревень на заработки, не знает никакого ремесла, самый значительный процент из этих авантюристов составляют те, у которых домашнее хозяйство расстроено. Будучи в большинстве случаев должниками обществу [т. е. своей сельской общине. – Примеч. Ред.] по неплатежу податей и повинностей, они вынуждены выпутаться из подобных критических обстоятельств, являются в Петербург, и не зная куда обратиться за заработком часто отыскивают своих земляков на заводах, обольщаются льстивыми обещаниями последних содействовать им при отыскании места и в ожидании будущих благ пропивают остальные средства и потом проводят праздно время”.
“Самая нормальная плата этого рода рабочих существует от 45 до 50 копеек в день, за исключением праздничных дней, так что в общем итоге месячные заработки достигают от 12 до 13 рублей. При условии, если они не будут запаздывать на работу и не случится прогула, за что они подвергаются особому штрафу. На бумагопрядильных и ткацких фабриках много работает малолетних обоего пола, положение которых поистине ужасно. (...) Работа на этих фабриках начинается в 5 часов утра и оканчивается в 8 часов вечера, причем они имеют один свободный час на обед дома и 1/2 часа… в самой фабрике: следовательно они работают средним числом 13,5 часов, что для детей такого возраста чрезвычайно усиленный труд. При том едва ли они успевают по утрам чего-нибудь теплого напиться или закусить и поэтому им приходится больше ограничиваться сухомяткой, а при 13,5 часовой беготне ребенка желудок его потребует, конечно, большей пищи”.
“Фабричные и заводские рабочие крайне нуждаются в помещении. Некоторые принуждены бывают жить в значительной отдаленности, а за поздний приход на работу ставят штрафы; поэтому рабочим приходиться стесняться и жить вблизи своих фабрик. Кварталы их слишком грязны, холодны, воздух стесненный. Рабочий после 13,5 часового труда, придя домой и вдыхая артельный воздух, при таких условиях едва может пользоваться хорошим здоровьем. Поэтому за отсутствием всяких удобств в квартире, он поневоле отправляется в кабак или трактир, которых в изобилии при каждом заводе…”.
“В большинстве случаев лавки принадлежат одному хозяину, имея при этом питейную и трактирную торговлю. Понятно, что рабочим бегать за провизией в дальние лавки некогда, а потому они берут в долг по книжкам, конечно, несравненно дороже. Рабочие, за исключением женатых, живут артелями по 20-30 человек. Артели содержит один из рабочих, имеющих жену, но по большей части, гражданского брака. Стоимость квартиры, без дров и воды, от 10 до 12 рублей в месяц, а каждый рабочий платит от одного рубля до 1 руб. 20 коп. в месяц, за приготовление пищи из провизии, принадлежащей артели и за стирку белья”.
“И вот кончается тем, что ему [рабочему] дают пропускной лист на родину, с которым еще несколько дней прогуляет, пока его уже не отправят по этапу на родину, где от такого рабочего обществу [сельской общине. – Примеч. Ред.] пользы мало, потому что подати его обыкновенно увеличиваются за несколько лет, а между тем работать он уже успел отвыкнуть”.
Материалы Фабричной инспекции Петербургской губернии
“Его Высокопревосходительству Господину Министру Внутренних Дел от рабочих Александровского сталелитейного завода
Всенижайшее прошение
Ваше Высокопревосходительство. Обращаемся мы к Вам, как к единственному нашему защитнику, помогите в нашем горе: Александровский завод закрывают и все нам рабочим, проработавшим на этом заводе десятки лет, дают расчет… , после того, как два года обнадеживали нас, что вот-вот будет работа и мы рабочие завода будем опять получать то, что следует зарабатывать. Почти два года мы получали не половину того, что считается нашим нормальным заработком, а много меньше… На наших глазах живет Александровский завод, мы видали на нем всякие виды; были мы под французскими жидами, немцами, а теперь перешли под власть Русского Казенного Банка. При жидах и немцах иногда работали только по три дня в неделю, но все-таки имели черствый кусок хлеба, а теперь, когда банковские чиновники на наших слезах отрастили себе брюхо с гору, нас с семьями и детьми лишают последнего куска хлеба. Куда нам деваться. Мы, Александровцы не привыкли выпрашивать под окнами. У соседа нашего, Обухова, стреляли по рабочим, бунтующим от жиру, а мы, почти голодные, стояли у станков и работали на заводе, работали только из-за насущного хлеба… Где нам искать защиты, не на Казанскую же площадь, со щелкоперами идти нам искать правды…
Если вы не заступитесь за нас, суди нас Бог: приведем мы Вам наших ребят и жен, бейте их плетьми казаков и жандармов, рубите их шашками, все равно им помирать с голоду; берите и нас сажайте по тюрьмам, ссылайте в ссылку, но не одни же Банковские чиновники хотят есть, нам тоже надо хоть корочку хлеба; так создал нас Бог, не лишайте нас последнего и не вводите в искушение, так как голодные не знают разницы между правом и беззаконьем. Мы не бунтовщики, а только хотим есть”. (Март 1902г.)
ЗАВКОМ НА ПУТИЛОВСКОМ
Путиловские рабочие прошли сложный путь к созданию своего независимого профсоюза. Начиналось все вовсе не революционно.
Накануне революции 1905 года на заводе получило некоторую популярность гапоновское “Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга”. В начале мая 1904 года Гапон обратил внимание на этот крупнейший завод, где трудились 13 тысяч человек. Он послал туда верных ему людей, чтобы подготовить условия для создания своей организации. К концу месяца 50 рабочих согласились вступить в это общество. Власти были заинтересованы, чтобы путиловцы пошли к Гапону, рассчитывая таким образом увести их от социалистов.
За Нарвской заставой, по Петергофскому шоссе 42, был подыскан и законтрактован на 3 года дом с залом на 2 тысячи человек. Имея разрешение от полиции, общество быстро разрасталось. Его деятельность носила вполне приличный характер. Рабочие собирались после дневной смены, беседовали о своих нуждах, выясняли возможности получения материальной помощи. В отделении за Нарвской заставой устраивались музыкальные и танцевальные вечера.
Наступил декабрь 1904 года. Революционное брожение в стране нарастало. Неожиданно в середине декабря с завода было уволено четверо рабочих вагонных мастерских, членов Собрания. Это увольнение было провокационным и приследовало двоякую цель: с одной стороны, посмотреть реакцию “Собрания” по поводу увольнения его членов. А с другой - подтолкнуть рабочих на выступление и, если их поддержит “Собрание”, скомпрометировать его перед правительством. Ведь обстановка в стране была напряженной, шла война с Японией.
29 декабря состоялась встреча директора Путиловского завода С.И. Смирнова с делегацией от правления “Собрания”. Смирнов встретил делегацию грубо, и рабочие, прервав переговоры, ушли. (В феврале 1917 года С.И. Смирнов будет убит рабочими завода). В связи с тем, что требования о восстановлении уволенных рабочих не были удовлетворены, забастовка стала неизбежной.
Началась эта знаменитая забастовка путиловцев в 9 утра 3 января 1905 года. Сразу 12600 человек прекратили работу. Началось все с необычной акции: ненавистного мастера Тетявкина, виновного в увольнении 4 рабочих посадили в мешок, погрузили на тачку и выкатили за ворота.
Требования рабочих выглядели следующим образом: оплату труда за срочные работы производить по взаимному соглашению “между начальством и делегатами от рабочих”; учреждение постоянной заводской комиссии из представителей администрации и рабочих для разбора всех жалоб, и “без согласия комиссии никто не может быть уволен”, установление 8-ми часового рабочего дня (но решение этого вопроса отложить до разработки соответствующего законодательства); отмена сверхурочных работ, кроме добровольного на то согласия, но при этом за двойную плату и пр. пр.
Очень скоро стачка перекинулась на другие предприятия города. Однако, все это происходило стихийно, без целенаправленного руководства движением. К вечеру 7 января в Петербурге бастовало уже более 130 тысяч рабочих. В то же время, многие рабочие еще верили в “доброго царя”, считая, что необходимо обратиться к нему с петицией. События 9 января 1905 года развеяли все иллюзии рабочих...
Расстрел мирной демонстрации рабочих Петербурга положил начало первой русской революции. С этого момента начинается создание массовых профсоюзов. В начале 1906 года в Санкт-Петербурге было создано “Профессиональное общество рабочих металлического производства”, учредителем которого выступил Семен Кладовиков. Устав профсоюза был зарегистрирован 14 июля 1906 года. Правление союза располагалось на Английском проспекте, дом 30, кв.34.
Легальное существование союза металлистов стало возможным благодаря борьбе рабочих за свои права. Большой вклад в эту борьбу внесли путиловцы, которые активно участвовали во всех политических стачках.
К весне 1907 года в профсоюз рабочих металлического производства вступило 11200 человек, среди которых было немало рабочих Путиловского завода. В союз входили слесари, токари, литейщики, медники, строгальщики, долбежники, сверловщики, кузнецы, чернорабочие.
С первых шагов профсоюз развернул активную деятельность. Были созданы фонд для помощи безработным и стачечный фонд. Членам союза оказывались медицинская и юридическая помощь.
Поражение революции и разгон второй Думы отразились на работе профсоюза. Начались преследования со стороны полиции. Под различными предлогами профсоюз металлистов закрывали. Для того чтобы сохранить свое общество, рабочим приходились менять название союза. В 1908 году профсоюз был вновь зарегистрирован под названием “Профессиональное общество рабочих металлического производства”. При этом, полиция настаивала на исключении устройства районных клубов. Постоянные гонения привели к сокращению численности профсоюза до 112 человек к 1910 году.
Новый подъем рабочего движения на Путиловском заводе начался накануне первой мировой войны. Накал выступлений рабочих был настолько велик, что нередко дело доходило до вооруженного столкновения с полицией. Так 1 июля 1914 года полиция и войска ворвались на завод и стали расстреливать рабочих, собравшихся на митинг.
С началом войны все профсоюзы в столице были запрещены. Единственной легальной организацией оставались больничные кассы. На Путиловском она являлась одной из крупнейших в России и была устроена по принципу западноевропейских больничных касс. Ее денежный оборот за 1915 год достиг 700 тысяч рублей, при участии в ней 27500 работавших на заводе. Уполномоченные больничной кассы добивались установления высшего разряда - двухпроцентного отчисления на выдачу пособия по случаю болезни, увечья, родов и смерти. Они добились, чтобы пособие заболевшим выдавалось не на четвертый день заболевания, а с первого же дня.
Однако, борьба рабочих за свои права не ограничивалась решением вопросов социального страхования. За годы войны на заводе прошло несколько забастовок. А к началу 1917 года выступления рабочих стали беспрерывными. 21 февраля 1917 года администрация предприятия была вынуждена закрыть завод на неопределенное время...
Февральская революция изменила ситуацию в стране. С первых дней революции началось воссоздание профсоюзов. В феврале 1917 года был создан профессиональный союз металлистов, членами которого вновь стали путиловские рабочие. В тоже время, чисто профсоюзные методы работы не подходили в условиях развала экономики. Цеховой принцип построения союза не позволял объединить усилия рабочих по спасению производства и своих рабочих мест. Для решения данных задач, параллельно с профсоюзом, на заводе возникает заводской комитет. Завком был создан 15 апреля 1917 года. В его состав входили 22 человека. Председателем завкома стал А.Васильев, секретарем - М.Шмонин.
После организации центрального заводского комитета началось создание цеховых комитетов. Им были даны большие права. Они должны были ведать расчетом и наймом рабочих, следить за технической стороной и постановкой производства в мастерской, устранять все причины, тормозящие производство, следить за целесообразностью, экономичным расходованием материалов и т.п. Цехкомы являлись “ухом и глазом” завкома. Через них осуществлялся действительный контроль над производством и велась борьба с саботажем со стороны администрации.
Профсоюз металлистов готов бить врагов революции! Петроград, 1919 г.
После Октябрьской революции 1917 года встал вопрос о национализации завода. 29 декабря 1917 года было опубликовано постановление Совета народных комиссаров о переходе имущества акционерного общества Путиловских заводов в собственность Российской республики. Отныне весь завод являлся собственностью рабочих, которые начали чистку правления предприятия. Во главе нового правления был оставлен прежний его председатель П. Дроздов, которого использовали как “спеца”. Но все его действия находились под контролем новых членов правления — рабочих: А.П. Логин-Серебровского, А.В. Васильева (председатель завкома), Н.С. Григорьева (комиссар завода), Д.Г. Щеголькова (директора завода).
В январе 1918 года по решению I Всероссийского съезда профсоюзов фабзавкомы были слиты с профсоюзами и получили статус первичных организаций. Слияние двух пролетарских структур произошло и на Путиловском.
По материалам журнала профсоюзов Санкт-Петербурга и области “Единство”.
——— высшая истина ———
Наша цель – гуманизм!
Ради чего существует коммунистическое движение, какова его конечная цель? Что такое социализм и коммунизм? Наконец, какова роль атеизма в борьбе коммунистов? Ответы на эти важнейшие вопросы даёт марксистская материалистическая диалектика.
Задачей коммунистов является отнюдь не просто “отмена” частной собственности и религии (что, собственно, и происходило в СССР), а их преодоление через утверждение коммунизма. Коммунизм же, в свою очередь, представляет собой процесс возникновения социалистического человека и становление эпохи “положительного гуманизма”, то есть свободной ассоциации всесторонне развитых индивидов.
Карл Маркс писал: ”Атеизм является отрицанием бога и утверждает бытие человека именно посредством этого отрицания; но социализм, как социализм, уже не нуждается в таком опосредствовании: он начинает с теоретически и практически чувственного сознания человека и природы как сущности.
Социализм есть положительное, уже не опосредствуемое отрицанием религии самосознание человека, подобно тому как действительная жизнь есть положительная действительность человека, уже не опосредствуемая отрицанием частной собственности, коммунизмом.
Коммунизм есть положительное утверждение как отрицание отрицания, поэтому он является действительным, для ближайшего этапа исторического развития необходимым моментом эмансипации и обратного отвоевания человека. Коммунизм есть необходимая форма и энергический принцип ближайшего будущего, но коммунизм как таковой не есть цель человеческого развития, форма человеческого общества”;
и далее: “Атеизм в качестве снятия бога, означает становление теоретического гуманизма, а коммунизм, в качестве снятия частной собственности, означает требование действительно человеческой жизни, как неотъемлемой собственности человека, означает становление практического гуманизма, другими словами, атеизм есть гуманизм, опосредствованный с самим собой путем снятия религии, а коммунизм - гуманизм, опосредствованный самим собой путем снятия частной собственности. Только путем снятия этого опосредствования, - являющегося, однако, необходимой предпосылкой, - возникает положительно начинающий с самого себя, положительный гуманизм”. (“Экономическо-философские рукописи” 1844 г.)
Итак, высшей для нас целью является достижение положительного гуманизма. То есть, состояния положительного упразднения всякого отчуждения и возвращения “человека из религии, семьи и государства и т. д. к своему человеческому состоянию, т.е. общественному бытию”.
Группа товарищей
* * * * *
|