Рабочее движение на ВАЗеНа берегу Волги, напротив зелённых Жигулёвских гор стоит город Тольятти. Город, ранее названный его основателем графом Василием Татищевым Ставрополь-на-Волге, в 1964 году был переименован в честь лидера коммунистической партии Италии Пальмиро Тольятти. В 1966 году здесь на просторах Самарской степи при помощи итальянской фирмы «Фиат» началось строительство Волжского Автозавода.Волжский Автозавод - крупнейшее предприятие России по выпуску автомобилей. В одном городе Тольятти сосредоточены прессовое, металлургическое, механосборочное, пластмассовое и сборочное производства данного предприятия. Кроме автомобилей на ВАЗе производятся штампы, промышленная электроника, сварочные роботы. Основной продукции выпускается около 700 000 штук в год. Трудится более 120 000 человек в Тольятти и несколько тысяч за пределами города. Завод - основное производство не только города, но и региона, даёт 60% бюджета Самарской области. Территория завода занимает несколько тысяч гектар Волжской степи. Администрация находится в 30-этажнном здании с 12-метровой волжской ладьей - символом ВАЗа на вершине. В Тольятти и решающую политическую роль играет Волжский Автозавод. Городские власти зависят от него. В городе создан так называемый Стратегический Совет, состоящий из крупной буржуазии города. Председателем - Владимир Каданников, хозяин завода, председатель Совета Директоров Акционерного общества. Положение рабочих, профсоюзыУ нас самые дорогие квартиры в Поволжье и квартплата соответственно, зато работа рядом с домом. Хотя и зарплата небольшая - 5 тысяч в среднем у основной массы рабочих. А город дорогой. Из-за чего психологическая обстановка на заводе довольно нервозная. Повсеместное разгильдяйство объясняется пословицей «Как платят, так и работаем!». Прогулы, большая текучесть кадров, распитие алкогольных напитков на рабочем месте - присущи нашему заводу в данный момент. После 1991 года многие объекты соцкультбыта в Тольятти перешли в непосредственное ведение завода. Это профилактории, санатории, детские сады, дворец культуры, стадион, дворцы спорта. Но после сокращения затрат на социальную сферу в 2002 году пользоваться их услугами стало дорого. До 2002 года у ВАЗовца было значительное количество всяческих льгот, они морально компенсировали маленькую зарплату. После 2002 года льготы резко сокращенны, вместо них были назначены денежные компенсации, рассчитанные «интереснейшим» способом. Таким образом, монетизацию льгот ВАЗовцы ощутили на себе задолго до того, как с тем же столкнулись остальные россияне. Вместо льгот мы стали получать «Дополнительную оплату за работу в ОАО «АвтоВАЗ» в сумме около 200 рублей. Из льгот остались лишь льготы при приобретении проездных билетов, питания в столовых завода, путевок на санаторно-курортное лечение и отдых. Льгота - это скидка в 40%. Такая монетизация вызвала у многих протест в виде выхода из административного профсоюза. На ВАЗе действует два профсоюза. Профсоюз «Автосельхозмаш» и «Единство». Самый массовый профсоюз - отраслевой АСМ (Автосельхозмаш). Полностью поддерживается администрацией завода. Председатель профсоюза АСМ - Николай Карагин состоит в совете директоров Акционерного общества, крупный акционер. Ресурсы профсоюза ограничиваются возможностями администрации. Есть свои СМИ: медиа-холдинг Акционерного общества, ТВ канал «ТВВАЗ», радиоканал «Новый Век», газета «Волжский Автостроитель». Через них профсоюз вещает о своей внутренней жизни и отражает свою точку зрения на происходящее. Есть и огромный административный ресурс с освобожденными номенклатурщиками: от председателей профкомов до предцехкомов. У данной касты есть свои особые льготы, расширяются они геометрически к вершине служебной лестницы профсоюза. Предцехком освобождается в зависимости от численности ячейки. Второй профсоюз «Единство» возник в 1990 году и объединил в своих рядах самых недовольных порядками на заводе и отраслевым профсоюзом. Этот профсоюз, подавляется и дискредитируется администрацией. Его информационные ресурсы ограничены выпускаемыми регулярно листовками. Освобожденными здесь являются только председатель и юрист. Классовое противостояниеПервая забастовка на заводе случилась 16 сентября 1994 года. Рабочие цеха 45-3 (главный конвейер) требовали увеличения зарплаты, обвиняли менеджмент в коррупции и недальновидных действиях, утверждали, что коммерческие фирмы, окружившие ВАЗ, грабят завод. Организатором явился профсоюз «Единство». Был организован стачком. Но, несмотря на повторную забастовку, менеджмент не вышел на диалог. Вместо них производственные конфликты решает (мучается) младшее командное звено: начальники цехов, мастера, бригадиры. В 2000 году началась предупредительная забастовка. Встал цех 43-2. Организатором опять же стал профсоюз «Единство». В 2002 году в сентябре на главном конвейере вводится дополнительный 9-й час во вторую смену на одной конвейерной нитке. «В связи с ростом покупательской активности» как было сказано в заводской газете. Предварительно перед введением по заводу расклеиваются листовки «Не хочу работать 9 часов!» Начинается неорганизованный повальный отказ от 9-го часа. Рабочие покидают рабочие места по окончании 8 часов работы и самовольно уходят домой. Сборка в 9-й час на грани срыва, но положение спасли штрейкбрехеры с других конвейерных ниток и линейное начальство, которое стало на короткое время сборщиками. Даже начальник ветки сам стал перегонять автомобили. Начальство сверху требует автомобили, мастера отвечают головой. Мастера прибегают к подкупу и шантажу рабочих. И так несколько недель. Сборщики, в конце концов, смирились, но в октябре завод на две недели вообще встал. Начался кризис. С этого момента началось сокращение затрат на содержание социальной сферы при прямом предательстве отраслевого профсоюза АСМ. Особенно сильно это сокращение почувствовали 3-сменщики. Начался повальный выход рабочих из АСМ в знак протеста. В прессовом производстве, где большинство - трехсменщики, профком АСМ потерял 80% членов. АСМ в срочном порядке заявил, и это заявление напечатали в газете и расклеили по заводу, что в случае выхода из профсоюза, сохранение рабочих мест он не гарантирует. А вновь составленный колдоговор будет распространяться только на членов АСМ. Зарплата индексируется на 72,5% от значения инфляции в среднем раз в квартал, из-за чего зарплата рабочего на нашем предприятии постоянно падает. Профсоюз «Единство» инициировал сбор подписей под требованием вызвать администрацию на переговоры и поднять зарплату в 2 раза, установить 100% индексацию и прочее, иначе грозил забастовкой. Народ подписывался плохо, многие боялись репрессий начальства. А многие и не слышали ничего про сбор подписей. Подписей было собранно около 30 тысяч, чего не хватило для юридического воздействия на администрацию. Потом были организованы митинги, пикетирование заводоуправления. Рабочие ходили на них очень слабо. Говорили: что, мол, митинги дадут? Но администрация так и не вышла на диалог с профсоюзом «Единство». Несколько раз профсоюз «Единство» организовывал на заводе забастовки, которые носили локальный характер, а в последнее время с 2003 года занялся серьезно политикой. Члены профкома баллотируются в Гордуму, потом в мэрию. Во время льготных бунтов, они решили возглавить народный протест в городе. Нет! Не возглавить, а, наверное, даже подмять под себя. Тогда как вся страна готовилась проводить 12 февраля Всероссийскую акцию протеста, «Единство», ставшее одним из главных организаторов «льготной войны» в Тольятти, решило выделиться и провести митинг 10-го. (Между прочим, народ собрался 12 февраля, но всего человек 50). У профсоюза «Единство» много сторонников среди заводчан. Об этом говорит то, что первый глава «Единства» Анатолий Иванов был избран тольяттинцами депутатом Госдумы от своего округа. А второй, нынешний, глава - Петр Золотарев, чуть не стал мэром Тольятти в марте прошлого года. Несмотря на симпатии, вступать в оппозиционный профсоюз никто не торопится. Так как с членами «Единства» администрация борется. В одном производстве, было время, вплоть до увольнения. И так возникает вопрос - кто они лидеры героического «Единства»?! Судить отвлеченно не буду, а приведу лишь некоторые факты. Первый лидер - Анатолий Иванов - с 1989 года активный участник рабочего и профсоюзного движения. В 1990 году он был одним из организаторов Союза рабочих ВАЗа, после создания, которого был избран его секретарем. В качестве представителя этого союза участвовал в работе I Всесоюзного съезда рабочих и профсоюзных движений в г. Новокузнецк, состоявшегося 30 апреля 1990 года. С момента создания (3 ноября 1990 года) независимого профсоюза «Единство» на ВАЗе и до избрания депутатом являлся неосвобожденным от основной работы председателем профсоюзного комитета. В 1999 году стал депутатом Госдумы от избирательного участка № 155 г. Тольятти, чем вызвал откровенный шок у отцов города. Главной целью своего хождения во власть он поставил улучшение трудового законодательства. Работал в Комитете по труду. Вступил в Народную партию. Но когда в Думе стали разбирать варианты нового Трудового Кодекса, он вдруг, не в унисон собственному профсоюзу, поддерживающему вариант Шеина-Авалиaни, проголосовал за правительственный вариант. Позже по многим вопросам, разбирающимся в Думе, голосовал как «Единая Россия». Когда он приезжал в Тольятти, встречался с товарищами по профсоюзу, его пытались пристыдить за это, на что он отвечал: «Мне оттуда виднее!» В 2003 году - новые парламентские выборы. Деньги на предвыборную агитацию Иванова выделил Золотарев из забастовочного фонда профсоюза «Единство». Иванов теперь прошел в Думу на второй срок, в силу и того, что главным его конкурентом был «выкормыш начальства» - Александр Таратынов. Иванов обещал народу Тольятти вступить там во фракцию «Родина», но вступил «почему-то» в «Единую Россию». Через некоторое время, он не поддержал инициативу Золотарева баллотироваться в мэры Тольятти, более того открыто агитировал против товарища. За это его выгнали из профсоюза. Второй, нынешний лидер - Петр Золотарев не был организатором профсоюза и стал лидером благодаря Иванову. За время председательства защищал Иванова от нападок товарищей и до сих пор поддерживает с последним хорошие отношения. Золотарев в настоящее время, как было сказано выше, рвется в городскую власть. Есть мысли, что когда он придет к власти с ним повторится история Иванова. Значит ли это, что «Единству» не надо идти во власть? Да, значит. Структура слаба, оторванность профкома от рядовых членов высока. Поэтому шанс на то, что верхушка профсоюза использует ресурсы рабочей организации, как трамплин для прыжка во власть очень велик. Не вверх надо рваться, а к низам - крепить структуру, углубляться в настроения и желания рабочих. Нужно искать новые методы борьбы, помогать пролетариям в их классовой самоорганизации, искать союза с другими рабочими организациями. Таким образом создавать структуры будущей рабочей власти. Вообще Волжский Автомобильный завод напоминает эРэФию в миниатюре, с путинской ненавистью к любой оппозиции. Заводчане - такие же «дорогие россияне», робкие и несмелые, и организуются тяжело и то благодаря активистам из заинтересованныхорганизаций. Ситуация изменится, когда профком «Единства» прорвется во власть за счет народной любви, выросшей к нему у тольяттинцев во время льготных бунтов - на заводе начнется «идиллия». Что-то вроде «съезда победителей». Но это произойдет не в ближайшее время. В данный момент «Единство» свои позиции на заводе (среди ВАЗовцев) теряет, зато приобретает за пределами (у горожан). Более вероятен другой вариант. В случае нового экономического кризиса на ВАЗе, руководство завода будет вынужденно резко сократить благосостояние рабочих. Это вызовет протестную классовую волну, которая выльется в сплочение автостроителей, и «Единство» будет обязано его возглавить. Это будет настоящей проверкой его классовой сознательности. Если, конечно, на ВАЗе к тому времени не возникнет что-то новое, более радикальное. Не обязательно профсоюз... Антон Пустовой, |